САЛЬДО.ру - скорая помощь бухгалтеруНастройки: 14:4128-03-2024
Четверг

 
Р. Кондрашова
Материалы предоставлены издательством ""Финансовая газета. Региональный выпуск"

Исправление ошибок при формировании учетной политики организации

Учетная политика является одним из основных документов организации, требующих грамотного и четкого составления, а в дальнейшем - соблюдения ее требований для целей как бухгалтерского, так и налогового учета. В случае проверки контролирующими органами учетная политика, как правило, запрашивается в обязательном порядке. Если в учетной политике отражается полнота раскрытия информации касательно ведения бухгалтерского и налогового учета, если эти данные обоснованы требованиями законодательства, это позволит избежать ошибок в дальнейшей работе бухгалтерии организации.
Рассмотрим наиболее распространенные ошибки и неточности, которые возникают при формировании учетной политики, и проанализируем их.

Учетная политика для целей бухгалтерского учета

1. В учетной политике организации не закреплена величина уровня существенности показателей для формирования информации в бухгалтерской отчетности.
Критерии существенности каждая организация выбирает самостоятельно (возможно использовать рекомендованный Минфином России порог существенности 5%). Для выявления существенности показателей можно установить разную базу для отдельных показателей отчетности, но в любом случае в пояснительной записке к бухгалтерскому балансу необходимо отразить, какой порог существенности выбран и для каких статей (либо форм) отчетности.
В соответствии с Указаниями о порядке составления и представления бухгалтерской отчетности, утвержденными приказом Минфина России от 22.07.03 г. N 67н (в ред. от 8.11.10 г.), показатель считается существенным, если его нераскрытие может повлиять на экономические решения заинтересованных пользователей, принимаемые на основе отчетной информации.
Таким образом, в учетной политике следует обязательно отразить величину уровня существенности, а также иные признаки существенности показателя.
2. В учетной политике не утверждены:
правила документооборота и технология обработки учетной информации;
порядок осуществления контроля за хозяйственными операциями;
порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации;
формы первичных документов, используемые организацией (расходная накладная, акты на списание товаров и др.), в случае отсутствия для их составления унифицированных форм, что может привести к ослаблению контроля за правильностью оформления документов, в том числе достоверностью указанных в них реквизитов.
В соответствии с п. 5 положения по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" ПБУ 1/2008, утвержденного приказом Минфина России от 6.10.08 г. N 106, учетная политика организации формируется главным бухгалтером (бухгалтером) и утверждается руководителем организации.
При этом в учетной политике в обязательном порядке содержатся:
рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности;
формы первичных учетных документов, применяемых для оформления фактов хозяйственной деятельности, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности;
порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации;
методы оценки активов и обязательств;
правила документооборота и технология обработки учетной информации;
порядок проведения контроля за хозяйственными операциями;
другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.
3. В учетной политике не определены способы отражения доходов при выполнении работ, оказании услуг, продаже продукции с длительным циклом изготовления.
Обращаем внимание на то, что в ПБУ 2/2008 "Учет договоров строительного подряда", утвержденном приказом Минфина России от 24.10.08 г. N 116н (в ред. от 8.11.10 г.), устанавливается порядок бухгалтерского учета доходов, расходов и финансовых результатов организаций, выступающих подрядчиками или субподрядчиками в договорах строительного подряда, длительность выполнения которых составляет более одного отчетного года (долгосрочный характер) или сроки начала и окончания которых приходятся на разные отчетные годы.
В соответствии с п. 13 положения по бухгалтерскому учету "Доходы организации" ПБУ 9/99, утвержденного приказом Минфина России от 6.05.99 г. N 32н (в ред. от 8.11.10 г.), организация может признавать в бухгалтерском учете выручку от выполнения работ, оказания услуг, продажи продукции с длительным циклом изготовления по мере готовности работы, услуги, продукции или по завершении выполнения работы, оказания услуги, изготовления продукции в целом.
Выручка от выполнения конкретной работы, оказания конкретной услуги, продажи конкретного изделия признается в бухгалтерском учете по мере готовности, если возможно определить готовность работы, услуги, изделия.
Согласно ст. 271 НК РФ по доходам, относящимся к нескольким отчетным (налоговым) периодам, и в случае, если связь между доходами и расходами не может быть определена четко или определяется косвенным путем, доходы распределяются налогоплательщиком самостоятельно с учетом принципа равномерности признания доходов и расходов.
По производствам с длительным (более одного налогового периода) технологическим циклом в случае, если условиями заключенных договоров не предусмотрена поэтапная сдача работ (услуг), доход от реализации указанных работ (услуг) распределяется налогоплательщиком самостоятельно в соответствии с принципом формирования расходов по указанным работам (услугам).
Положением по бухгалтерскому учету "Учет договоров (контрактов) на капитальное строительство" ПБУ 2/94, утвержденным приказом Минфина России от 20.12.94 г. N 167 (утратил силу приказом Минфина России от 24.10.08 г. N 116н), было определено, что подрядчик может применять два метода определения финансового результата в зависимости от принятых форм определения - дохода по отдельным выполненным работам и по объекту строительства.
При определении дохода по мере выполнения отдельных работ по конструктивным элементам или этапам возможно использовать метод "Доход по стоимости работ по мере их готовности".
4. В учетной политике организации не установлен срок проведения внезапной ревизии кассы.
Относительно решения данного вопроса следует руководствоваться Правилами проведения внутренних ревизий кассы в учреждении, установленными п. 37 Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденного решением совета директоров ЦБ РФ от 22.09.93 г. N 40. Правилами определено, что в учреждении кроме ежегодной инвентаризации необходимо проводить и регулярные внезапные проверки денежной наличности, количество и периодичность фиксируются в учетной политике. Проверки кассы можно проводить как ежемесячно, так и ежеквартально, основным является внезапность их проведения.
Внезапная ревизия кассы осуществляется путем полного полистного пересчета денежной наличности и проверки других ценностей, находящихся в кассе, в сроки, утвержденные руководителем учреждения, а также при смене кассиров. Остаток фактической денежной наличности в кассе сверяется с данными учета по кассовой книге.
Для производства ревизии кассы приказом руководителя организации назначается комиссия, которая по результатам ревизии составляет акт. При обнаружении ревизией недостачи или излишка ценностей в кассе в акте указывается их сумма и обстоятельства возникновения.
5. В учетной политике не утвержден применяемый порядок учета транспортно-заготовительных расходов по доставке приобретенных материалов.
Пунктом 83 приказа Минфина России от 28.12.01 г. N 119н "Об утверждении Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов" определено, что транспортно-заготовительные расходы (ТЗР) организации принимаются к учету путем:
а) отнесения ТЗР на отдельный счет "Заготовление и приобретение материалов" согласно расчетным документам поставщика;
б) отнесения ТЗР на отдельный субсчет к счету "Материалы";
в) непосредственного (прямого) включения ТЗР в фактическую себестоимость материала (присоединение к договорной цене материала, присоединение к денежной оценке вклада в уставный (складочный) капитал, внесенный в форме материально-производственных запасов, присоединение к рыночной стоимости безвозмездно полученных материалов и др).
Таким образом, отражение в учетной политике применяемого способа учета транспортно-заготовительных расходов по приобретенным материалам представляется достаточно необходимым.
6. В учетной политике не отражен способ учета готовой продукции.
Инструкцией по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций предусмотрено два варианта учета готовой продукции. Принятие к бухгалтерскому учету готовой продукции, изготовленной для продажи, в том числе и продукции, частично предназначенной для удовлетворения собственных нужд организации, отражается по дебету счета 43 "Готовая продукция" в корреспонденции со счетами учета затрат на производство или дебету счета 40 "Выпуск продукции (работ, услуг)".
Рекомендуем обязательно отразить в учетной политике организации применяемый способ учета готовой продукции.

Учетная политика для целей налогового учета

1. Учетной политикой для целей налогового учета не закреплен способ учета предельной величины процентов по долговым обязательствам.
В соответствии со ст. 269 НК РФ под долговыми обязательствами понимаются кредиты, товарные и коммерческие кредиты, займы, банковские вклады, банковские счета или иные заимствования независимо от формы их оформления. При этом расходом признаются проценты, начисленные по долговому обязательству любого вида при условии, что размер начисленных налогоплательщиком по долговому обязательству процентов существенно не отклоняется от среднего уровня процентов, взимаемых по долговым обязательствам, выданным в том же квартале (месяце - для налогоплательщиков, перешедших на исчисление ежемесячных авансовых платежей исходя из фактически полученной прибыли) на сопоставимых условиях.
В случае отсутствия долговых обязательств перед российскими организациями, выданных в том же квартале на сопоставимых условиях, а также по выбору налогоплательщика предельная величина процентов, признаваемых расходом (включая проценты и суммовые разницы по обязательствам, выраженным в условных денежных единицах по установленному соглашением сторон курсу условных денежных единиц), принимается равной ставке рефинансирования Банка России, увеличенной в 1,1 раза - при оформлении долгового обязательства в рублях и равной 15% - по долговым обязательствам в иностранной валюте.
Поскольку рассматриваемый вопрос является важным, то нельзя забывать о том, что в учетной политике необходимо отразить способ учета предельной величины процентов по долговым обязательствам.
2. В учетной политике не утверждены формы налоговых регистров, используемых для расчета налога на прибыль.
Согласно ст. 313 НК РФ порядок ведения налогового учета определяется налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения, утверждаемой соответствующим приказом (распоряжением) руководителя организации. Налоговые и иные органы не вправе устанавливать для налогоплательщиков обязательные формы документов налогового учета.
Данные налогового учета должны отражать порядок формирования суммы доходов и расходов, порядок определения доли расходов, учитываемых для целей налогообложения в текущем налоговом (отчетном) периоде, сумму остатка расходов (убытков), подлежащую отнесению на расходы в следующих налоговых периодах, порядок формирования сумм создаваемых резервов, а также сумму задолженности по расчетам с бюджетом по налогу.
Подтверждают данные налогового учета:
а) первичные учетные документы (включая справку бухгалтера);
б) аналитические регистры налогового учета;
в) расчет налоговой базы.
В соответствии со ст. 314 НК РФ формы регистров налогового учета и порядок отражения в них аналитических данных налогового учета, данных первичных учетных документов разрабатываются налогоплательщиком самостоятельно и устанавливаются приложениями к учетной политике организации для целей налогообложения. Правильность отражения хозяйственных операций в регистрах налогового учета обеспечивают лица, составившие и подписавшие их.
С учетом того, что рассматриваемый вопрос является одним из основных, в учетной политике в обязательном порядке следует утвердить формы налоговых регистров, используемые для расчета налога на прибыль.
Таким образом, во избежание разногласий с налоговыми органами необходимо внести в учетную политику для целей как бухгалтерского, так и налогового учета обязательные сведения и уточнения.