САЛЬДО.ру - скорая помощь бухгалтеруНастройки: 10:2419-04-2024
Пятница

 
Эксперты компании "Референт"
Mатериал предоставлен компанией "Референт"

Консультации от компании "Референт" (выпуск N 347)

Ситуация. Магазин (площадь магазина более 150 кв. м.) на общем режиме налогообложения, вид деятельности - розничная продажа физическим лицам. Товары для перепродажи покупаются как по договорам поставки так и по договорам комиссии. Товары (купленные как по договорам поставки так и по договорам комиссии) продаются в розницу физическим лицам, на всю сумму покупки пробивается кассовый чек. Z-отчет по кассовым аппаратам формируется на всю сумму продажи, а бухгалтерские проводки (автоматически программно) формируются следующим образом:
Поступление товаров:
Дт 41 Кт 60 . 10 000 стоимость товара купленного по договору поставки
Дт 19 Кт 60 . 2000 НДС со стоимости товара купленного по договору поставки
Дт 004 . 1000 получен товар по договору комиссии (в случае реализации сумма комиссионного вознаграждения по договору комиссии составит 500 рублей в том числе НДС 76,27)
Одновременно (так как это гипермаркет, все товары выставлены на продажу вместе (как товары купленные по договорам поставки так и по договорам комиссии)) реализуются товары (купленные по договору поставки и по договору комиссии) в розницу:
1). Дт 50 Кт 62 (розничный покупатель) . 16 500 получена оплата от розничного покупателя, на всю сумму пробивается по кассовому аппарату кассовый чек (итоговая сумма по z-отчета по кассовому аппарату в конце дня равна 16 500)
Проводки по реализации товара купленного по договору поставки
1.1). Дт 62 (розничный покупатель) Кт 90-15 000 (реализация товара купленного по договору поставки)
Дт 90 Кт 41 . 10000 себестоимость товара купленного по договору поставки
Дт 90 Кт 68.02 . 2700 начислен НДС 18% ( (10 000 + 5000) * 18%)
Дт 90 Кт 99 . 2300 прибыль от продажи товара купленного по договору поставки
Проводки по реализации товара купленного по договору поставки
1.2). Кт 004 - 1000 списана стоимость товара полученного по договору комиссии
Дт 76 Кт 90 . 500 начислено комиссионное вознаграждение
Дт 90 Кт 68.02 . 76,27 начислен НДС с суммы комиссионного вознаграждения
Вопрос.Правильно ли то, что в книгу продаж попадает выручка от продажи товара купленного по договору поставки . 15 000 и комиссионное вознаграждение комитента . 500? Может ли магазин розничной торговли на общем режиме налогообложения продавать товары купленные по договору комиссии? Если в вышеперечисленных проводках есть ошибка, то укажите, пожалуйста, какая.
Ответ.
Вы несколько некорректно описываете свои виды деятельности, направленные на получение дохода.
По договору поставки Вы действительно приобретаете товар в собственность для дальнейшей перепродажи. Именно поэтому стоимость приобретенного товара отражается у Вас на счете 41 с последующим списанием на счет 90.
По договору комиссии Вы товар не приобретаете (не покупаете). Не становитесь собственником товара. Товар принадлежит комитенту. Вы оказываете комитенту услугу по продаже от своего имени его товаров.
Именно поэтому стоимость товаров, полученных от комитента, отражается у Вас на забалансовом счете 004. А доход Вы получаете от оказания комиссионных услуг комитенту. То есть, у Вас существуют два вида дохода (выручки): от продажи товаров, от оказания комиссионных услуг. Поэтому в книгу продаж у Вас правомерно попадают оба вида дохода.
Налоговый кодекс не может вмешиваться в сферу регулирования гражданских правоотношений, и не может ограничивать налогоплательщиков в осуществлении ими различных видов предпринимательской деятельности. Поэтому Ваше предприятие розничной торговли вправе, как продавать собственные товары, так и товары, полученные по договору комиссии для реализации розничным покупателям.
Налоговый кодекс может только устанавливать специальные режимы налогообложения для отдельных видов деятельности. Например, для розничной торговли, осуществляемой через магазины с площадью торгового зала не более 150 квадратных метров, предусмотрен переход на уплату единого налога на вмененный доход (ЕНВД). Причем, для целей применения ЕНВД оказание комиссионных услуг по розничной продаже товаров приравнивается к деятельности по розничной торговле.
Как следует из Вашего вопроса, площадь Вашего торгового зала составляет более 150 квадратных метров. Поэтому Вы и применяете общую систему налогообложения, а не ЕНВД.
В Ваших проводках ошибок нет.

Кольцов Ю.В.
"ЮВК-Аудит"

*****

Ситуация. Организация применяет упрощенную систему налогообложения с объектом обложения "Доходы". Основной вид деятельности организации - выполнение ремонтных кровельных работ (код ОКВЭД . 45.22). На балансе организации есть основные средства, используемые в производственной деятельности, в т.ч. автомобиль и 1-комнатная квартира.
Вопрос. Подпадает ли операция по продаже вышеперечисленного движимого и недвижимого имущества организации под налогообложение в виде УСН (Доходы)? Имущество реализуется физическим лицам за безналичный расчет, операции разовые, но составляют в выручке организации значительную долю. Если возникнут разовые операции по продаже излишков стройматериалов физическим или юридическим лицам в безналичном порядке, как правильно квалифицировать эти операции для целей налогообложения?
Ответ. Согласно п. 1 ст. 346.15 НК РФ налогоплательщик, применяющий упрощенную систему налогообложения, при определении объекта налогообложения учитывает доходы от реализации и внереализационные доходы, определяемые в соответствии со ст. 249 и ст. 250 НК РФ, которые представляют собой выручку от продажи имущественных прав и имущества, а также товаров (работ, услуг), купленных или собственного производства.
Если организация применяет УСН с объектом обложения "Доходы", то при продаже основного средства, либо стройматериалов доходом для налогообложения является вся сумма, полученная от покупателя в кассу или на расчетный счет.
Согласно кассовому методу, обязательному при упрощенной системе, доходы возникают в день, когда деньги поступают на банковский счет и (или) в кассу (п. 1 ст. 346.17 НК РФ). Поэтому, даже если основное средство оплачено авансом, сумма учитывается сразу, как только получена.

Генеральный директор Власюк А.Т.
НПП "Аудитор"

*****

Ситуация. Сфера деятельности предприятия: металлообработка на станках ЧПУ. Численность: 30 человек, из них 23 рабочих и 7 ИТР. Предприятие заключило договор с медицинским учреждением о проведении медосмотров при трудоустройстве на работу и ежегодных профосмотров, кроме того, при необходимости, работники могут проводить дополнительные обследования и получать необходимое лечение.
Вопрос.Вменено ли в обязанность предприятию проводить ежегодные профосмотры работников? Какие проводки даются на расходы на медосмотр при трудоустройстве и при проведении ежегодных профосмотров работников? Считаются ли данные выплаты выплатами в пользу работников и, в связи с этим, надо ли делать начисление НДФЛ и взносов? Какие проводки делаются при оплате дополнительных медицинских услуг для работников? Можно ли полностью или частично относить данные выплаты в состав расходов, учитываемых при налогообложении или они осуществляются исключительно за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия (а если прибыли пока нет, то какой источник?)?
Ответ. В соответствии со ст. 213 ТК РФ работодатель обязан проводить обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические медицинские осмотры работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда. Перечень вредных факторов и работ установлен приказом Минздравсоцразвития России от 16.08.2004 N 83. В соответствии с п. 13.1 постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 03.06.2003 N 118 проходить медосмотры должны те сотрудники, которые сидят за компьютером более 50 процентов рабочего времени. Постановлением Правительства РФ от 27.10.2003 N 646 определен порядок проведения медосмотров.
Отразим операции на счетах бухгалтерского учета:
Дебет 60 (76) Кредит 51 - оплачены услуги медицинского учреждения;
Дебет 26 (20, 44) Кредит 60 (76) . отражены услуги по проведению осмотров на основании полученных от медучреждения документов;
Дебет 26 (20, 44) Кредит 70 . работникам начислен средний заработок за время прохождения медосмотра.
Расходы организации, связанные с прохождением работниками медосмотра не признаются доходом работника. Доход в соответствии со ст. 41 НК РФ это экономическая выгода в денежной или натуральной форме. Оплата организацией медосмотра работника, установленного законодательством, не может быть признана экономической выгодой работника ввиду того, что такое обследование необходимо для обеспечения деятельности организации. Соответственно стоимость медицинского обследования не облагается налогом на доходы физических лиц (Письмо Минфина России от 21.11.2008 N 03-03-06/4/84).
При оплате дополнительных медицинских услуг для работников, если расходы работодателя не учитываются для целей налогообложения прибыли, расходы на проведение медосмотра учитывайте по дебету сч. 91, но не учитывайте в составе расходов.
Расходы на медицинские услуги для работников, если таковые не предусмотрены законодательством, учесть в целях налогообложения прибыли не получится. Однако, можно попытаться доказать налоговым органам целесообразность таких расходов.
Затраты организации на периодические осмотры относят к расходам на обеспечение нормальных условий труда и мер по технике безопасности (подп. 7 п. 1 ст. 264 НК РФ). Формулировка статьи недвусмысленно указывает на возможность учета таких сумм в расходах при условии, если они предусмотрены законодательством РФ. Расходы на первичный профосмотр сотрудников можно учесть в составе затрат по набору сотрудников (пп. 8 п. 1 ст. 264 НК РФ).

Финансовый консультант Ирина Сидорова
юридическая компания "Налоговик"