САЛЬДО.ру - скорая помощь бухгалтеруНастройки: 03:4419-04-2024
Пятница

 
Ю.А. Мельникова
Материал предоставлен журналом ""Упрощенная система налогообложения: бухгалтерский учет и налогообложение"

Авансовый отчет: зачем он нужен "упрощенцу"?

Осуществление расходов на командировку, на приобретение товарно-материальных ценностей, расчеты с контрагентами - вот лишь некоторые ситуации, при которых оформляется авансовый отчет. Однако "упрощенцы" порой считают, что утруждать себя составлением дополнительных документов не имеет смысла.
Насколько правомерна такая позиция налогоплательщиков? На какие моменты необходимо обратить внимание при составлении авансового отчета и при отнесении затрат по нему в расходы при исчислении единого налога, уплачиваемого при применении УСНО?
Обо всех тонкостях "упрощенного" авансового отчета читателям рассказывает наш эксперт.

А может, обойдемся?

Конечно, прежде чем рассказывать обо всех спорных моментах, возникающих при заполнении авансового отчета, необходимо определиться с главным вопросом: а нужен ли "упрощенцу" авансовый отчет? Ведь согласно п. 3 ст. 4 Федерального закона N 129-ФЗ*(1) "упрощенцы" освобождены от ведения бухучета. И если еще организации, выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, как-то могут объяснить себе, что данный первичный документ им необходим, то "упрощенцы" с объектом налогообложения "доходы" порой совершенно уверены: не то что авансовые отчеты, а вообще большинство (а то и все) первичные документы им не нужны, ведь налог исчисляется с доходов, причем определяемых кассовым методом, то есть от поступления денежных средств на расчетные счета и в кассу, что не составляет особого труда проверить.
Однако ситуация не так проста, как может показаться на первый взгляд.
Начнем с "упрощенцев", выбравших объект налогообложения "доходы, уменьшенные на величину расходов". В данном случае составление авансового отчета просто необходимо. Ведь иначе нельзя принять в расходы затраты, осуществленные подотчетным лицом.
Обратимся к положениям гл. 26.2 НК РФ.
Расходы признаются, если они:
1) входят в перечень расходов, приведенный в ст. 346.16 НК РФ;
2) соответствуют ст. 252 НК РФ: документально подтверждены и экономически обоснованы. И вот здесь мы впервые встречаемся с требованием о документальном оформлении. А ведь именно авансовый отчет является первичным документом. Билеты на поезд, самолет и товарные чеки не могут сами по себе подтвердить расходы, и только при оформлении авансовым отчетом такие траты приобретают высокий статус расходов. Именно об этом говорится в Письме УФНС РФ от 23.04.2007 N 18-11/3/037127.1@: документами, подтверждающими обоснованность понесенных налогоплательщиком расходов, являются:
- расходно-кассовый ордер;
- приказ (распоряжение) о направлении работника (работников) в командировку по форме N Т-9 (Т-9а), утвержденной Постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 N 1;
- командировочное удостоверение по форме N Т-10, утвержденной Постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 N 1;
- служебное задание для направления в командировку и отчет о его выполнении по форме N Т-10а, утвержденной Постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 N 1;
- авансовый отчет командированного работника по форме N АО-1, утвержденной Постановлением Госкомстата России от 01.08.2001 N 55, с приложением соответствующих оправдательных документов, подтверждающих фактическое осуществление им расходов на проезд, проживание и т.п., утвержденный руководителем;
3) оплачены организацией. Это еще одно условие, о котором не следует забывать "упрощенцам", применяющим УСНО с объектом "доходы минус расходы". Таким образом, если осуществляется подотчет в классическом варианте, то есть сначала подотчетное лицо получило деньги, а потом отчиталось за полученные средства, датой признания расходов будет дата утверждения авансового отчета, поскольку именно в этот момент выполняются все условия, необходимые для принятия расходов: они оплачены (в момент, когда выданы денежные средства под отчет) и произведены (о чем свидетельствует отчет подотчетного лица). Аналогичную позицию высказывают и специалисты главного финансового ведомства (см., например, Письмо от 16.02.2011 N 03-11-06/2/21): подпунктом 13 п. 1 ст. 346.16 Кодекса установлено, что налогоплательщики вправе при определении налоговой базы учитывать командировочные расходы, в частности на наем жилого помещения, выплату суточных и т.д. Однако уменьшение налоговой базы на указанные расходы в момент начала командировки неправомерно, поскольку авансовый отчет предоставляется только после ее окончания.
С учетом вышеизложенного, выдав работнику аванс на командировочные расходы, налогоплательщик не имеет права включать его в состав расходов, пока он не будет израсходован на цели командировки (приобретение проездных документов, проживание в гостинице и т.д.) и подтвержден документально (авансовым отчетом с приложением подтверждающих документов).
В случае, который достаточно часто встречается на практике, когда работник организации (как правило, руководитель) сначала приобретает необходимые товарно-материальные ценности, а затем представляет авансовый отчет и получает возмещение по нему, моментом признания расходов будет момент возмещения перерасхода по авансовому отчету.
Теперь перейдем к тем организациям, которые применяют УСНО с объектом налогообложения "доходы". Нужно ли таким налогоплательщикам составлять авансовые отчеты?
По данному вопросу свои разъяснения неоднократно приводили специалисты налоговой службы.
На основании ст. 9 Федерального закона N 129-ФЗ все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами, которые служат первичными документами.
Первичные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации. При этом документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать обязательные реквизиты, установленные ст. 9 Федерального закона N 129-ФЗ.
В соответствии с п. 4 ст. 346.11 НК РФ для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих УСНО, сохраняется действующий порядок ведения кассовых операций.
Постановлением Госкомстата РФ N 88*(2) для учета кассовых операций утверждены следующие унифицированные формы первичной учетной документации:
- приходный кассовый ордер (форма КО-1);
- расходный кассовый ордер (форма КО-2);
- журнал регистрации приходных и расходных кассовых документов (форма КО-3);
- кассовая книга (форма КО-4);
- книга учета принятых и выданных кассиром денежных средств (форма КО-5).
Согласно п. 3 и 11 Порядка ведения кассовых операций в РФ*(3) для осуществления расчетов наличными деньгами каждое предприятие должно иметь кассу и вести кассовую книгу по установленной форме.
Предприятия выдают наличные деньги под отчет на хозяйственно-операционные расходы в размерах и на сроки, определяемые руководителями предприятий. Лица, получившие наличные деньги под отчет, обязаны не позднее трех рабочих дней по истечении срока, на который они выданы, предъявить в бухгалтерию предприятия отчет об израсходованных суммах и произвести окончательный расчет по ним.
Для расчетов с подотчетными лицами предусмотрен унифицированный первичный документ - авансовый отчет, форма которого утверждена Постановлением Госкомстата РФ от N 55*(4).
Проверенный авансовый отчет утверждается руководителем или уполномоченным на это лицом и принимается к учету. На основании данных утвержденного авансового отчета бухгалтерия-производит списание подотчетных денежных сумм в установленном порядке.
Данная позиция представлена в письмах УФНС по г. Москве от 18.01.2007 N 18-11/3/03895@, от 21.12.2005 N 18-11/3/94150.
Таким образом, организации, применяющие УСНО с объектом налогообложения "доходы", обязаны соблюдать порядок ведения кассовых операций и, следовательно, составлять авансовые отчеты. При этом данное обоснование в пользу составления авансовых отчетов подходит для всех "упрощенцев", в том числе для тех, кто выбрал объект "доходы минус расходы", однако, как мы говорили ранее, у последних есть более сильный аргумент для составления авансовых отчетов - необходимость учета и признания расходов.

Авансовый отчет: основные моменты заполнения

Коротко о главном

В Постановлении Госкомстата РФ N 55 приведены основные моменты, которые необходимо знать при заполнении авансового отчета. Напомним некоторые из них:
- авансовый отчет применяется для учета денежных средств, выданных подотчетным лицам на административно-хозяйственные расходы;
- авансовый отчет составляется в одном экземпляре подотчетным лицом и работником бухгалтерии;
- авансовый отчет может составляться на бумажном и машинном носителях информации;
- на оборотной стороне формы подотчетное лицо приводит перечень документов, подтверждающих произведенные расходы (командировочное удостоверение, квитанции, транспортные документы, чеки ККМ, товарные чеки и другие оправдательные документы), и суммы затрат по ним (графы 1-6). Документы, приложенные к авансовому отчету, нумеруются подотчетным лицом в порядке их записи в отчете;
- в бухгалтерии проверяются целевое расходование средств, наличие оправдательных документов, подтверждающих произведенные расходы, правильность их оформления и подсчета сумм, а также на оборотной стороне формы указываются суммы расходов, принятые к учету (графы 7-8), и счета (субсчета), которые дебетуются на эти суммы (графа 9);
- реквизиты, относящиеся к иностранной валюте (строка 1а лицевой стороны формы и графы 6 и 8 оборотной стороны формы), заполняются лишь в случае выдачи подотчетному лицу денежных средств в иностранной валюте в соответствии с установленным порядком согласно действующему законодательству РФ;
- проверенный авансовый отчет утверждается руководителем или уполномоченным на это лицом и принимается к учету. Остаток неиспользованного аванса сдается подотчетным лицом в кассу организации по приходному кассовому ордеру в установленном порядке. Перерасход по авансовому отчету выдается подотчетному лицу по расходному кассовому ордеру;
- на основании данных утвержденного авансового отчета бухгалтерией производится списание подотчетных денежных сумм в установленном порядке.

Авансовый отчет в электронной форме: возможно ли это?

Пунктами 1 и 2 ст. 1 Федерального закона N 1-ФЗ*(5) определено, что электронная цифровая подпись в электронном документе признается равнозначной собственноручной подписи в документе на бумажном носителе. Действие указанного федерального закона распространяется на отношения, возникающие при совершении гражданско-правовых сделок и в других предусмотренных законодательством РФ случаях.
Будут ли авансовые отчеты (типовая форма АО-1), оформленные в электронном виде и подписанные электронной цифровой подписью, подтверждать расходы организации?
Мнение главного финансового ведомства по данному вопросу представлено в Письме от 11.01.2011 N 03-03-06/1/3.
В соответствии с п. 1 ст. 252 НК РФ расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Согласно п. 1, 2 и 7 ст. 9 Федерального закона N 129-ФЗ все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.
Первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, а документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать обязательные реквизиты, установленные п. 2 ст. 9 вышеуказанного закона.
Первичные и сводные учетные документы могут составляться на бумажных и машинных носителях информации. В последнем случае организация обязана изготовлять за свой счет копии таких документов на бумажных носителях для других участников хозяйственных операций, а также по требованию органов, осуществляющих контроль в соответствии с законодательством РФ, суда и прокуратуры.
Пунктами 1 и 2 ст. 1 Федерального закона N 1-ФЗ установлено, что целью данного закона является обеспечение правовых условий использования электронной цифровой подписи в электронных документах, при соблюдении которых электронная цифровая подпись в электронном документе признается равнозначной собственноручной подписи на бумажном носителе.
Действие указанного закона распространяется на отношения, возникающие при совершении гражданско-правовых сделок и в других предусмотренных законодательством РФ случаях.
В соответствии с п. 3 ст. 11 Федерального закона N 149-ФЗ*(6) электронное сообщение, подписанное электронной цифровой подписью или иным аналогом собственноручной подписи, признается электронным документом, равнозначным документу, подписанному собственноручной подписью, в случаях, если федеральными законами или иными нормативными правовыми актами не устанавливается или не подразумевается требование о составлении такого документа на бумажном носителе.
Таким образом, документ, оформленный в электронном виде и подписанный электронной цифровой подписью, может являться документом, подтверждающим расходы, осуществленные налогоплательщиком, в случаях, если федеральными законами или иными нормативными правовыми актами не устанавливается или не подразумевается требование о составлении такого документа на бумажном носителе.

Учет расходов на приобретение бланков первичных документов

Сегодня в большинстве своем организации ведут учет в специализированных программах, которые также дают возможность распечатывать соответствующие документы с уже внесенными в них сведениями. Однако вопрос об учете расходов на приобретение бланков документов, в том числе бланков авансовых отчетов, для некоторых налогоплательщиков остается актуальным, и подтверждение тому - разъяснение чиновников главного финансового ведомства. На вопрос, по какой статье расходов следует отражать стоимость приобретенных банков авансовых отчетов, финансисты отвечают: учитывая, что в соответствии с пп. 17 п. 1 ст. 346.16 Кодекса при определении объекта обложения единым налогом учитываются расходы на канцелярские товары, налогоплательщик вправе уменьшить полученные доходы на расходы по оплате стоимости приобретаемых бланков (Письмо от 17.05.2005 N 03-03-02-04/1/123).

Оправдательные документы: различные ситуации

Отдельным моментом в большой теме под названием "Авансовый отчет" является вопрос об оправдательных документах, которые прикладываются к авансовому отчету. Как правило, бухгалтеры организаций требуют от подотчетников товарные и кассовые чеки. Что делать, если нет кассового чека? ФНС при проверках такие суммы квалифицирует как доход сотрудника, которому был выдан авансовый отчет, и пытается обложить налогом на доходы физических лиц. Судьи в данном вопросе встают на сторону налогоплательщиков. Именно такая ситуация рассмотрена в Постановлении ФАС ДВО от 26.07.2006, 19.07.2006 N Ф03-А73/06-2/1776.
Как следует из материалов дела, денежные суммы выдавались обществом своим работникам под отчет для приобретения цветов к юбилеям и торжественным мероприятиям. В подтверждение расходования выданных под отчет денежных средств на указанные цели были представлены товарные чеки, а также акты о приобретении товарно-материальных ценностей, составленные работниками налогового агента, которые не могут заменить первичных учетных документов, а именно кассовый чек.
В соответствии со ст. 9 Федерального закона N 129-ФЗ все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.
Первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, а документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать перечисленные в названной статье обязательные реквизиты.
Во исполнение указанного закона Правительством РФ принято Постановление от 08.07.1997 N 835 "О первичных учетных документах", согласно которому на Госкомстат возложены функции по разработке и утверждению унифицированных форм первичной учетной документации.
В Постановлении Госкомстата РФ N 55 утверждена унифицированная форма первичной учетной документации АО-1 "Авансовый отчет" с указаниями по ее применению и заполнению (введена в действие 01.01.2002). Данная форма применяется для учета денежных средств, выданных подотчетным лицам на административно-хозяйственные расходы.
В соответствии с этими указаниями бухгалтерия организации проверяет целевое расходование средств, наличие оправдательных документов, подтверждающих произведенные расходы, правильность их оформления и подсчета сумм. При этом в перечне документов, подтверждающих расходы, поименованы: квитанции, транспортные документы, чеки контрольно-кассовых машин, товарные чеки и другие оправдательные документы. То есть такой перечень не является исчерпывающим.
Таким образом, отсутствие чека контрольно-кассовой машины при наличии других оправдательных документов не может являться безусловным свидетельством нецелевого использования подотчетными лицами денежных средств и получения последними дохода, облагаемого НДФЛ.
Судей Дальневосточного округа в данном вопросе поддерживают коллеги Западно-Сибирского округа: ссылка инспекции на отсутствие кассовых чеков в качестве документального подтверждения авансового отчета обоснованно отклонена арбитражным судом, поскольку товарный чек, оформленный согласно требованиям статьи 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете", является документом первичной учетной документации, а отсутствие кассовых чеков не свидетельствует о расходовании подотчетным лицом денежных средств на собственные нужды. Кроме того, судом установлено, что материальные ценности приобретены за наличный расчет для производственных нужд, приняты к учету как основные средства.
Совокупность перечисленных обстоятельств свидетельствует о правильности вывода арбитражного суда об отсутствии дохода у физического лица и, следовательно, об отсутствии оснований для привлечения общества к ответственности за неполную уплату НДФЛ (Постановление от 20.09.2007 N Ф04-2603/2007(38159-А81-7)).
В отдельную тему можно выделить вопрос, связанный с подтверждением расходов подотчетными лицами в случае, когда товарно-материальные ценности приобретаются подотчетными лицами у плательщиков ЕНВД. Связано это с изменениями, внесенными в Федеральный закон N 54-ФЗ*(7). Согласно данным изменениям плательщики ЕНВД, не подпадающие под действие п. 2 и 3 ст. 2 Федерального закона N 54-ФЗ, при осуществлении видов предпринимательской деятельности, установленных п. 2 ст. 346.26 НК РФ, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники при условии выдачи по требованию покупателя (клиента) документа (товарного чека, квитанции или другого документа), подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу). Могут ли "упрощенцы" использовать данный документ для подтверждения понесенных расходов?
В Письме от 15.10.2010 N 03-11-06/2/156 финансисты приводят следующие разъяснения по этому вопросу. В соответствии с п. 2 ст. 346.16 НК РФ налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения и выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, при исчислении налоговой базы вправе учесть расходы, предусмотренные п. 1 данной статьи и соответствующие критериям п. 1 ст. 252 НК РФ, то есть обоснованные, документально подтвержденные затраты, произведенные для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Статьей 346.24 НК РФ установлено, что налогоплательщики, применяющие УСНО, обязаны вести учет доходов и расходов для целей исчисления налоговой базы по налогу в Книге учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, форма и порядок заполнения которой утверждаются Минфином.
В соответствии с Приказом Минфина РФ N 154н*(8) операции, регистрируемые в книгах учета, должны быть подтверждены первичными документами.
Таким образом, для налогоплательщиков упрощенной системы налогообложения подтверждением сумм расходов на оплату приобретенных товаров (работ, услуг) независимо от суммы являются первичные документы (платежные документы, акты приемки-передачи, товарные накладные, заключенные договоры и др.).
В силу п. 2.1 ст. 2 Федерального закона N 54-ФЗ организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся плательщиками единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, не подпадающие под действие п. 2 и 3 ст. 2 Федерального закона N 54-ФЗ, при осуществлении видов предпринимательской деятельности, установленных п. 2 ст. 346.26 НК РФ, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники при условии выдачи по требованию покупателя (клиента) документа (товарного чека, квитанции или другого документа), подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу).
Таким образом, соответствующие расходы при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг должны подтверждаться отпечатанными контрольно-кассовой техникой кассовыми чеками или документами (товарными чеками, квитанциями или другими документами), подтверждающими прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу).
Указанные документы, содержащие сведения, предусмотренные п. 2.1 ст. 2 Федерального закона N 54-ФЗ, могут выдаваться организациями и индивидуальными предпринимателями, являющимися плательщиками ЕНВД для отдельных видов деятельности, при осуществлении ими соответствующей предпринимательской деятельности, подлежащей обложению ЕНВД для отдельных видов деятельности.

Авансовый отчет с точки зрения сотрудника

Что касается сотрудника, больным вопросом для обеих сторон может стать ситуация, когда сотрудник не отчитался за полученные под отчет средства. Как поступить организации? Можно ли удержать неизрасходованные денежные средства из зарплаты сотрудника? Как документально оформить данную операцию?
Типичная ситуация. Работник организации был в командировке. Он израсходовал денег меньше, чем получил под отчет. Остаток неистраченных средств в кассу он не вернул. Организация решила удержать эту сумму из его зарплаты. Нужен ли для этого приказ директора или же бухгалтерия может сделать это самостоятельно (например, на основании авансового отчета)? Должен ли работник написать заявление с просьбой удержать деньги из его зарплаты?
Как отмечают специалисты Роструда в Письме от 09.08.2007 N 3044-6-0, по возвращении из служебной командировки работник обязан составить авансовый отчет по форме, утвержденной Постановлением Госкомстата РФ N 55. Остаток неиспользованного аванса сдается подотчетным лицом в кассу организации по приходному кассовому ордеру в установленном порядке.
В случае, если работник своевременно не вернул в кассу остаток неиспользованных средств, следует руководствоваться ст. 137 ТК РФ, которой предусмотрены случаи удержания из заработной платы работника для погашения его задолженности работодателю.
В частности, удержания из заработной платы работника для погашения его задолженности работодателю могут производиться для погашения неизрасходованного и своевременно не возвращенного аванса, выданного в связи со служебной командировкой. При этом работодатель вправе принять решение об удержании из заработной платы работника не позднее одного месяца со дня окончания срока, установленного для возвращения аванса, и при условии, если работник не оспаривает оснований и размеров удержания.
Решения работодатель принимает и оформляет, как правило, в форме приказа или распоряжения, хотя унифицированной формы такого приказа нормативными правовыми актами не установлено.
Что касается согласия работника на удержание сумм из заработной платы, его следует получить в письменной форме.

------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете".
*(2) Постановление Госкомстата РФ от 18.08.1998 N 88 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету кассовых операций, по учету результатов инвентаризации".
*(3) Утвержден Решением Совета директоров ЦБ РФ от 22.09.1993 N 40.
*(4) Постановление Госкомстата РФ от 01.08.2001 N 55 "Об утверждении унифицированной формы первичной учетной документации N АО-1 "Авансовый отчет".
*(5) Федеральный закон от 10.01.2002 N 1-ФЗ "Об электронной цифровой подписи", действует до 1 июля 2012 года наравне с Федеральным законом от 06.04.2011 N 63-ФЗ "Об электронной подписи".
*(6) Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации".
*(7) Федеральный закон от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт".
*(8) Приказ Минфина РФ от 31.12.2008 N 154н "Об утверждении форм Книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, Книги учета доходов индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения на основе патента, и Порядков их заполнения".