САЛЬДО.ру - скорая помощь бухгалтеруНастройки: 22:1019-04-2024
Пятница

 
Эксперты компании "Гарант"
Материал предоставлен "СК Гарант-Столица"

ПРАВОВОЙ КОНСАЛТИНГ ОТ ЭКСПЕРТОВ КОМПАНИИ "ГАРАНТ" (выпуск N 64)

В коммерческой организации (общая система налогообложения) - приостановка деятельности в связи с переоборудованием.
Нужно ли уведомить налоговые органы (внебюджетные фонды) в связи с приостановкой деятельности организации при консервации производственных объектов? Каким образом необходимо в соответствии с законом оформить консервацию производственных объектов, чтобы избежать налогообложения?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Ваша организация, переводя часть имущества на консервацию, не обязана уведомлять об этом налоговый орган по месту своего нахождения и органы контроля за уплатой страховых взносов.
Перевод по решению руководителя организации объектов основных средств на консервацию сроком более трех месяцев не выводит их объекта налогообложения по налогу на имущество организаций. Налоговая база по налогу на имущество остается неизменной до даты расконсервации.
В целях налогообложения прибыли организаций начисление амортизации по законсервированному на срок более 3 месяцев имуществу приостанавливается, возобновляясь при его расконсервации.

Обоснование вывода:
Отражение в учете консервации объектов

Порядок учета основных средств регулируется, в частности, ПБУ 6/01 "Учет основных средств" (далее - ПБУ 6/01), Методическими указаниями по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденными приказом Минфина России от 13.10.2003 N 91н (далее - Методические указания), а также Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденным приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н (далее - Положение N 34н), которое регулирует общие вопросы по учету основных средств*(1).
Согласно п. 23 ПБУ 6/01 в течение срока полезного использования объекта основных средств начисление амортизационных отчислений не приостанавливается, кроме случаев перевода его по решению руководителя организации на консервацию на срок более трех месяцев. Пункт 63 Методических указаний предусматривает, что порядок консервации объектов основных средств, принятых к бухгалтерскому учету, устанавливается и утверждается руководителем организации. При этом могут быть переведены на консервацию, как правило, объекты основных средств, находящиеся в определенном технологическом комплексе и (или) имеющие законченный цикл технологического процесса.
Непосредственно порядок консервации основных средств законодательством по бухгалтерскому учету не регламентируется, не существует и унифицированных форм, используемых в этом случае.
Порядок консервации основных средств следует утвердить в учетной политике организации (п. 4 ПБУ 1/2008 "Учетная политика организации").
При принятии решения о консервации объектов ОС руководитель издает приказ в произвольной форме о консервации временно не используемого оборудования, техники.
При этом, как говорится в разъяснениях УФНС России по Краснодарскому краю от 18.10.2010, в утвержденном порядке обосновывается причина консервации объекта, указываются дата перевода, срок консервации, остаточная стоимость объекта.
В данных разъяснениях также отмечается, что основные средства, переведенные по решению руководителя организации на консервацию сроком более трех месяцев, продолжают учитываться на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета и, соответственно, признаются объектом налогообложения по налогу на имущество организаций на основании п. 1 ст. 374 НК РФ.
Принимая во внимание, что в период нахождения объекта основных средств на консервации сроком более трех месяцев амортизация не начисляется, его остаточная стоимость не уменьшается и налоговая база по налогу на имущество также не уменьшается, поскольку остается неизменной до даты его расконсервации.
В целях главы 25 НК РФ основные средства исключаются из амортизируемого имущества, а начисление амортизации по ним приостанавливается при консервации на срок более 3-х месяцев (п. 3 ст. 256, п. 2 ст. 322 НК РФ). При расконсервации объекта основных средств амортизация по нему продолжает начисляться в порядке, действовавшем до момента его консервации, а срок полезного использования продлевается на период нахождения объекта основных средств на консервации.
Согласно пп. 3 п. 2 ст. 253 НК РФ суммы начисленной амортизации входят в состав расходов, связанных с производством и (или) реализацией. Поэтому приостановление начисления амортизации по законсервированному имуществу не является обстоятельством, аннулирующим объект налогообложения по налогу на прибыль - в налоговую базу в этом случае часть расходов будет включена с некоторой отсрочкой (после расконсервации имущества). При расконсервации амортизация начисляется в порядке, определенном в главе 25 НК РФ, начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором произошла расконсервация основного средства (п. 2 ст. 322 НК РФ).
Порядок консервации основных средств налоговым законодательством не регламентируется. Налоговые органы в своих разъяснениях отмечают, что, если объект основных средств пригоден для дальнейшего использования, но временно не используется организацией в производственной деятельности, его следует перевести на консервацию (письма УФНС России по г. Москве от 01.12.2009 N 16-15/125953, УМНС России по г. Москве от 25.08.2003 N 26-12/46248).
Обратите внимание: как отметил Минфин России в своем письме от 21.04.2006 N 03-03-04/1/367, амортизация, начисленная по амортизируемому имуществу, не используемому налогоплательщиком в деятельности, направленной на получение дохода, не уменьшает полученные доходы при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль организаций (смотрите также письмо Минфина России от 31.03.2011 N 03-03-06/1/187). В то же время расходы в виде амортизационных отчислений неэксплуатируемого основного средства, находящегося во временном простое, признаваемом обоснованным и являющимся частью производственного цикла организации, соответствуют критериям п. 1 ст. 252 НК РФ и уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль организации (смотрите письма Минфина России от 28.09.2009 N 03-03-06/1/625, от 02.09.2009 N 03-03-06/1/566, от 27.02.2009 N 03-03-06/1/101, от 06.09.2007 N 03-03-06/1/645, от 21.04.2006 N 03-03-04/1/367, а также постановления ФАС Северо-Западного округа от 10.03.2009 N А56-10179/2008, от 11.12.2007 N А56-9865/2007 и от 21.03.2007 N А26-12006/2005-25).
О том, как документально оформить перевод основных средств на консервацию, рекомендуем ознакомиться в следующем материале: "Консервация основных средств (А. Дьяков, "Новая бухгалтерия", выпуск 12, декабрь 2008 г.)".
Расходы, связанные с консервацией объекта основных средств, направлены на сохранение и содержание в должном состоянии имущества, которое в дальнейшем принесет доход, и поэтому такие расходы, включая затраты по текущему содержанию, ремонту, охране объектов, необходимые для содержания простаивающих и законсервированных основных средств, по нашему мнению, признаются экономически обоснованными для целей налогообложения прибыли организаций (пп. 9 п. 1 ст. 265 НК РФ, п. 2 письма Минфина России от 15.09.2010 N 03-03-06/1/590, от 18.03.2009 N 03-03-06/1/164).

Сообщения контролирующим органам

Подпункт 6 п. 1 ст. 23 НК РФ обязывает налогоплательщиков в том числе представлять в налоговые органы и их должностным лицам в случаях и в порядке, которые предусмотрены НК РФ, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов.
Случай консервации имущества в качестве такового не обозначен. Не указана соответствующая обязанность в составе прочих и в п. 2 ст. 23 НК РФ.
Поэтому считаем, что Ваша организация не обязана представлять в налоговую инспекцию документы о консервации имущества предприятия.
Части 2 и 3 ст. 28 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ) содержат перечень возникающих у плательщиков страховых взносов обязанностей. В нем не указано, что перевод имущества на консервацию является случаем, о котором необходимо в какой-либо форме сообщать в орган контроля за уплатой страховых взносов.
В ст. 29 Закона N 212-ФЗ также прямо не указано, что органы контроля за уплатой страховых взносов имеют право требовать с их плательщика документы, касающиеся таких мероприятий.
Поэтому Ваша организация, переводя часть имущества на консервацию, не обязана уведомлять об этом налоговый орган по месту своего нахождения и органы контроля за уплатой страховых взносов.

Ответ подготовил: Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Волкова Ольга

Контроль качества ответа: Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Мельникова Елена

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.

-------------------------------------------------------------------------
*(1) Приказом Минфина России от 24.12.2010 N 186н "О внесении изменений в нормативные правовые акты по бухгалтерскому учету и признании утратившим силу приказа Министерства финансов Российской Федерации от 15 января 1997 г. N 3" (далее - Приказ N 186н) в Положение N 34н были внесены изменения. В частности, из п. 48 Положения N 34н был исключен абзац седьмой, который предусматривал, что по основным средствам, переведенным по решению руководителя организации на консервацию, продолжительность которой не может быть менее трех месяцев, объектам внешнего благоустройства и другим аналогичным объектам (объектам лесного хозяйства, дорожного хозяйства, специализированным сооружениям судоходной обстановки и т.п. объектам), продуктивному скоту, буйволам, волам и оленям, а также приобретенным изданиям (книги, брошюры и т.п.) амортизация не начисляется (пп. 6 п. 1 Приказа N 186н).
Однако это вовсе не означает, что теперь по объектам, находящимся на консервации, нужно начислять амортизацию. Внесенные изменения, на наш взгляд, позволили устранить имевшее место противоречие между Положением N 34н и ПБУ 6/01.