САЛЬДО.ру - скорая помощь бухгалтеруНастройки: 13:0529-03-2024
Пятница

 
Эксперты компании "Гарант"
Материал предоставлен "СК Гарант-Столица"

РАВОВОЙ КОНСАЛТИНГ ОТ ЭКСПЕРТОВ КОМПАНИИ "ГАРАНТ" (выпуск N 67)

В организации идет выездная налоговая проверка, она приостановлена по причине необходимости получения информации от контрагентов. У организации имеются суммы НДС, уплаченные таможенным органам, не предъявленные к вычету за 2010 год. НДС своевременно не предъявлен к возмещению, так как от таможенных органов поздно поступили соответствующие документы.
Можно ли сейчас в ходе выездной налоговой проверки сдать уточненные налоговые декларации и предъявить НДС к возмещению за 2010 год? Не повлияет ли сдача уточненных деклараций на сроки проведения выездной проверки, проведение дополнительных контрольных мероприятий?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
В ходе выездной налоговой проверки организация имеет право представить в налоговый орган уточненные налоговые декларации по НДС за проверяемый период.
Представление уточненной налоговой декларации в данном случае, на наш взгляд, может явиться основанием как для продления срока проведения выездной налоговой проверки, так и для принятия налоговым органа решения о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля.
Кроме того, если решение по результатам выездной налоговой проверки будет принято без учета уточненных деклараций, налоговый орган вправе впоследствии назначить повторную выездную налоговую проверку по соответствующим налоговым периодам.

Обоснование вывода:
Право налогоплательщика на уменьшение общей суммы НДС, исчисленного в соответствии со ст. 166 НК РФ, на установленные налоговые вычеты предусмотрено п. 1 ст. 171 НК РФ.
В соответствии с п. 2 ст. 171 НК РФ вычетам подлежат суммы налога, уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на территорию Российской Федерации в порядке, предусмотренном ст. 172 НК РФ.
Согласно ст. 172 НК РФ для возникновения права на вычет "ввозного" НДС должны выполняться, в частности, следующие условия:
- товары, ввезенные на территорию РФ, должны быть приняты на учет на основании соответствующих первичных документов;
- товары должны быть приобретены для использования при осуществлении операций, облагаемых НДС;
- у налогоплательщика должны быть в наличии документы, подтверждающие фактическую уплату сумм НДС по ввезенным на территорию РФ товарам: грузовая таможенная декларация (далее - ГТД), платежное поручение об уплате НДС в составе таможенных платежей.
В силу п. 1 ст. 81 НК РФ при обнаружении налогоплательщиком в поданной им в налоговый орган налоговой декларации недостоверных сведений, а также ошибок, не приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик вправе внести необходимые изменения в налоговую декларацию и представить в налоговый орган уточненную декларацию.
Соответственно, в рассматриваемой ситуации для получения вычета "ввозного" НДС организация имеет право подать в 2011 году уточненные декларации по НДС за соответствующие периоды 2010 года.*(1)
При этом возможность реализации налогоплательщиком его права на представление в налоговый орган уточненной налоговой декларации НК РФ не ставит в зависимость от того, проводится ли в этот момент в отношении данного налогоплательщика выездная и (или) камеральная налоговые проверки (смотрите, например, постановления ФАС Северо-Западного округа от 04.07.2011 N Ф07-5400/11 по делу N А56-50836/2010, ФАС Северо-Кавказского округа от 01.04.2011 по делу N А77-1750/2009, ФАС Западно-Сибирского округа от 20.01.2011 N А81-1538/2010, ФАС Северо-Западного округа от 24.05.2010 N Ф07-3129/2010 по делу N А56-52313/2009).
Порядок проведения выездной налоговой проверки определен ст. 89 НК РФ. Выездная налоговая проверка по общему правилу не может продолжаться более двух месяцев. Этот срок может быть продлен до четырех месяцев, а в исключительных случаях - до шести месяцев (п. 6 ст. 89 НК РФ). Основания для продления сроков проведения выездной налоговой проверки определены приказом ФНС России от 25.12.2006 N САЭ-3-06/892@. Несмотря на то, что представление налогоплательщиком уточненной налоговой декларации прямо не отнесено в указанном приказе к основаниям для продления сроков выездной налоговой проверки, перечень таких оснований не является закрытым. Представляется, что в случае подачи в ходе выездной налоговой проверки уточненной декларации за проверяемый период срок выездной налоговой проверки может быть продлен.
Кроме того, п. 10 ст. 89 НК РФ предусмотрено право проведения налоговым органом повторной выездной налоговой проверки налоговым органом, ранее проводившим проверку в случае представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларации, в которой указана сумма налога в размере, меньшем ранее заявленного. В рамках этой повторной выездной налоговой проверки проверяется период, за который представлена уточненная налоговая декларация. В постановлении Президиума ВАС РФ от 16.03.2010 N 8163/09 указано, что "данная норма не исключает возможность проведения повторной выездной налоговой проверки уточненных налоговых деклараций по налогу на прибыль, в которых увеличена сумма первоначально заявленного убытка". В данном случае речь идет о представлении уточненной налоговой декларации, в которой указана большая, чем в ранее поданной декларации, сумма НДС к возмещению. На наш взгляд, представление такой декларации может послужить основанием для назначения повторной выездной налоговой проверки.
В случае необходимости получения дополнительных доказательств для подтверждения факта совершения нарушений законодательства о налогах и сборах или отсутствия таковых руководитель (заместитель руководителя) налогового органа также вправе вынести решение о проведении в срок, не превышающий один месяц, дополнительных мероприятий налогового контроля. При этом в указанном решении должны быть указаны обстоятельства, вызвавшие необходимость проведения таких мероприятий, конкретная их форма (истребование документов, допрос свидетеля, проведение экспертизы) (п. 6 ст. 101 НК РФ).
Таким образом, в случае, когда уточненная налоговая декларация представляется до вынесения решения по выездной налоговой проверке, налоговый орган имеет право назначить дополнительные мероприятия налогового контроля в рамках п. 6 ст. 101 НК РФ. Кроме того, нельзя исключить возможности вынесения налоговым органом решения по результатам проверки без учета данных уточненной налоговой декларации и назначения впоследствии повторной выездной налоговой проверки налогового периода, по которому представлены уточненные декларации (смотрите постановление Президиума ВАС РФ от 16.03.2010 N 8163/09).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Тупикина Ольга

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Александров Алексей

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.

-------------------------------------------------------------------------
*(1) Отметим, что НК РФ не ограничивает право налогоплательщика на применение налогового вычета в более поздний период. Как показывает судебная практика, такой вычет может быть заявлен и в налоговой декларации последующего налогового периода, то есть без представления уточненной налоговой декларации (смотрите, например, постановление Президиума ВАС РФ от 15.06.2010 N 2217/10).