САЛЬДО.ру - скорая помощь бухгалтеруНастройки: 19:0716-04-2024
Вторник

 
М.Р. Зарипова
Материал предоставлен журналом "Оплата труда в бюджетном учреждении: бухгалтерский учет и налогообложение"

Всегда ли Росфиннадзор прав? Спорная ситуация по вопросу применения районных коэффициентов

В соответствии со ст. 268 БК РФ Федеральная служба финансово-бюджетного надзора (Росфиннадзор) осуществляет контроль за использованием средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов. По результатам проверок контролирующий орган выносит предписание, в котором говорит о необходимости принятия мер по устранению выявленных нарушений. Проверяемое учреждение не всегда соглашается с выводами контролеров, поэтому иногда спорная ситуация разрешается в арбитражном суде. Вниманию читателей представлен спор по вопросу применения районных коэффициентов к заработной плате работников учреждения.

В чем состоял предмет спора?

Территориальное управление Росфиннадзора в Хабаровском крае провело проверку правомерности и эффективности использования УВД по Хабаровскому краю средств федерального бюджета и федерального имущества, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, за период с 01.01.2008 по 31.12.2009. По результатам проверки было вынесено предписание, согласно которому управлению было необходимо в течение 30 дней принять меры по устранению выявленных нарушений бюджетного законодательства РФ, в том числе привести выплаты в соответствие с требованиями законодательства в целях устранения выявленного нарушения в виде переплат и неправомерных выплат денежного довольствия и заработной платы за счет средств федерального бюджета в части незаконного применения районного коэффициента (30 вместо 20%). Основанием для вынесения предписания послужили выводы Росфиннадзора о нарушении УВД Постановления Госкомтруда СССР, ВЦСПС N 512/П-28*(1), согласно которому районный коэффициент для рабочих и служащих организаций, расположенных в г. Хабаровске и Хабаровском районе, установлен в размере 1,2 (20%).
Проверяемое учреждение с данным выводом не согласилось, поскольку при начислении заработной платы оно руководствовалось Решением Хабаровского краевого Совета народных депутатов от 18.07.1991 N 154 (далее - Решение N 154), принятым в соответствии с полномочиями, предусмотренными п. 13 Постановления Совета Министров РСФСР от 04.02.1991 N 76 "О некоторых мерах по социально-экономическому развитию районов Севера", согласно которому районный коэффициент к заработной плате рабочих и служащих г. Хабаровска и Хабаровского района установлен в размере 1,3 (30%).

Какое решение вынес арбитражный суд?

В силу ст. 70 БК РФ бюджетные учреждения расходуют бюджетные средства, в частности, на оплату труда в соответствии с заключенными трудовыми договорами и правовыми актами, регулирующими размеры заработной платы соответствующих категорий работников.
Регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений согласно Конституции РФ, федеральным конституционным законам осуществляется (ст. 5 ТК РФ):
1) трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда), представленным Трудовым кодексом, иными федеральными законами и законами субъектов РФ, содержащими нормы трудового права;
2) иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права:
- указами Президента РФ;
- постановлениями Правительства РФ и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти;
- нормативными правовыми актами органов исполнительной власти субъектов РФ;
- нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, содержащие нормы трудового права, носят подзаконный характер, осуществляют правовое регулирование специальных отношений, отражающих компетенцию федеральных органов исполнительной власти, имеют особый порядок принятия.
Согласно ст. 148 ТК РФ оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах, которые не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, как следует из ст. 315 ТК РФ, осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате.
Установление районного коэффициента, исходя из его определения, имеет целью компенсировать дополнительные материальные и физиологические затраты в связи с работой и проживанием в неблагоприятных условиях и представляет собой показатель относительного увеличения заработной платы для установления равенства в оплате труда за равный труд в зависимости от степени тяжести таких условий.
Статьей 316 ТК РФ, ст. 10 Закона РФ от 19.02.1993 N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" предусмотрено, что размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством РФ.
Органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления вправе за счет средств соответствующих бюджетов устанавливать более высокие размеры районных коэффициентов для учреждений, финансируемых соответственно из средств бюджетов субъектов РФ и муниципальных бюджетов. Нормативным правовым актом субъекта РФ может быть предусмотрен предельный размер повышения районного коэффициента, устанавливаемого входящими в его состав муниципальными образованиями.
На основании ст. 423 ТК РФ и учитывая, что Правительством РФ не установлены размер районного коэффициента и порядок его применения, для расчета заработной платы при определении его размера для районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, как указано судами обеих инстанций, следует руководствоваться Постановлением Госкомтруда СССР, ВЦСПС от 04.09.1964 N 380/п-18 "Об утверждении районных коэффициентов к заработной плате работников просвещения, здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства, торговли и общественного питания и других отраслей народного хозяйства, непосредственно обслуживающих население, занятых в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера".
В отношении организаций, расположенных в г. Хабаровске и Хабаровском районе, учитывая, что Постановлением Совета Министров СССР от 10.11.1967 N 1029 "О порядке применения Указа Президиума Верховного Совета СССР от 26.09.1967 "О расширении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера" г. Хабаровск и Хабаровский район не отнесены к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям, размер районного коэффициента к заработной плате устанавливается с применением Постановления Госкомтруда СССР, ВЦСПС N 512/П-28 и Решения N 154. То есть учреждения и организации применяют районный коэффициент 1,3 (30%).
Нормативно-правовое регулирование порядка применения районного коэффициента к оплате труда гражданского персонала МВД, в том числе персонала учреждений и подразделений, расположенных в г. Хабаровске и Хабаровском районе, в настоящее время осуществляется с учетом следующего.
Постановлением Правительства РФ от 03.01.1993 N 2 "О расширении прав отдельных центральных органов федеральной исполнительной власти в области оплаты труда гражданского персонала" в целях улучшения материального положения и усиления стимулирующей роли заработной платы гражданского персонала МВД предоставлено право в рамках выделенных средств применять районные коэффициенты к заработной плате гражданского персонала в пределах размеров коэффициентов, установленных для соответствующих территорий.
С 01.12.2008 Постановлением Правительства РФ от 05.08.2008 N 583 введены новые системы оплаты труда для работников федеральных бюджетных и казенных учреждений и федеральных государственных органов, а также для гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых в настоящее время осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений. Подпунктом "в" п. 8 данного документа федеральным органам исполнительной власти, в том числе МВД, поручено утвердить условия, размеры и порядок осуществления выплат компенсационного характера гражданскому персоналу согласно перечню видов выплат компенсационного характера, утверждаемому Минздравсоцразвития, но не ниже размеров, установленных в соответствии с законодательством.
На основании Приказа Минздравсоцразвития РФ от 29.12.2007 N 822 "Об утверждении Перечня видов выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных, автономных, казенных учреждениях и разъяснения о порядке установления выплат компенсационного характера в этих учреждениях" в перечень видов выплат компенсационного характера включены выплаты за работы в местностях с особыми климатическими условиями.
В целях реализации в системе МВД Постановления Правительства РФ N 583 указанное ведомство издало Приказ от 27.08.2008 N 751, которым установлены условия, размеры и порядок осуществления выплат компенсационного характера гражданскому персоналу войсковых частей, учреждений и подразделений системы МВД.
Согласно п. 2 приложения 3 "Условия, размеры и порядок осуществления выплат компенсационного характера гражданскому персоналу воинских частей, учреждений и подразделений системы МВД России" к Приказу МВД РФ N 751 к заработной плате гражданского персонала учреждений, дислоцированных в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных, устанавливаются коэффициенты (районные, за работу в высокогорных районах, пустынных и безводных местностях) и выплачиваются процентные надбавки к заработной плате в размерах и порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ для граждан, работающих и проживающих в указанных районах и местностях. К заработной плате гражданского персонала могут быть применены повышенные районные коэффициенты в пределах размеров коэффициентов, установленных для соответствующих территорий. Расходы на указанные цели осуществляются строго в пределах средств, выделяемых на оплату труда.
Аналогичные положения содержатся в Приказе УВД по Хабаровскому краю от 01.11.2008 N 2320 "О реализации Приказа МВД России от 27.08.2008 N 751".
Учитывая, что выплата районного коэффициента к заработной плате гражданского персонала произведена в размере, установленном для соответствующей территории, согласно ст. 148 ТК РФ, Постановлению Правительства РФ N 583, Приказу МВД РФ N 751 и статьям утвержденной сметы финансирования на цели, указанные в ней, арбитры вынесли вердикт о наличии правовых оснований для признания предписания Росфиннадзора в данной части недействительным как не соответствующего изложенным выше нормативным правовым актам.
Системный анализ приведенных норм права, регулирующих трудовые отношения (в частности, оплату труда гражданского персонала учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба), свидетельствует об установлении данными нормами как порядка применения районного коэффициента для работников организаций, расположенных в г. Хабаровске и Хабаровском районе, так и источника его финансирования.
Постановлением ФАС ДО от 18.05.2011 N Ф03-1689/2011 предписание Росфиннадзора в части применения районных коэффициентов было отменено.

-------------------------------------------------------------------------
*(1) Постановление Госкомтруда СССР, ВЦСПС от 20.11.1967 N 512/П-28 "О размерах районных коэффициентов к заработной плате рабочих и служащих предприятий, организаций и учреждений, расположенных в районах Дальнего Востока, Читинской области, Бурятской АССР и Европейского Севера, для которых эти коэффициенты в настоящее время не установлены, и о порядке их применения".