САЛЬДО.ру - скорая помощь бухгалтеруНастройки: 09:2129-03-2024
Пятница

 
МинФин РФ
МинФин РФ

Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 12 октября 2011 г. N 03-02-08/110

Вопрос: Решением Межрайонной ИФНС России по Республике Бурятия от 14.10.2010 года меня привлекли к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренной пунктом 1 ст. 119 Налогового кодекса Российской Федерации, непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета в размере 2 795 рублей.
Однако МРИ ФНС России хоть и признала, но не учла, что налог мною уплачен вовремя, а сумма долга равна нулю.
На основании вышеизложенного прошу дать разъяснения по следующим вопросам:
1. Если сумма налога (НДФЛ) уплачена полностью и в срок, а неуплаченная сумма составила ноль, то сумма штрафа тоже будет составлять ноль (в самом законе указано, что штраф взимается с неуплаченной суммы налога подлежащего уплате)?
2. Почему МРИ ФНС не руководствуется письмами Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ и действующим законодательством?
Ответ: В Департаменте налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрено письмо по вопросам о применении статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) и письменных разъяснениях законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и сообщается следующее.
1. В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 23, пунктом 1 статьи 80 и главами о конкретных налогах части второй Кодекса налогоплательщики, кроме обязанности уплачивать законно установленные налоги, обязаны представлять в установленном порядке налоговые декларации по каждому налогу в налоговые органы, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.
Непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета влечет применение ответственности, установленной статьей 119 Кодекса.
Согласно пункту 7 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.03.2003 N 71 отсутствие у налогоплательщика по итогам конкретного налогового периода суммы налога к уплате само по себе не освобождает его от обязанности представления налоговой декларации по данному налоговому периоду, если иное не установлено законодательством о налогах и сборах. В силу пункта 1 статьи 80 Кодекса обязанность налогоплательщика представлять налоговую декларацию по тому или иному виду налога обусловлена не наличием суммы такого налога к уплате, а положениями закона об этом виде налога, которыми соответствующее лицо отнесено к числу плательщиков данного налога.
Установленный статьей 119 Кодекса (в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 229-ФЗ, далее Федеральный закон N 229-ФЗ) минимальный размер штрафа - 1000 рублей (100 рублей - до вступления в силу Федерального закона N 229-ФЗ) подлежит взысканию за непредставление налоговой декларации в налоговый орган в установленный законодательством о налогах и сборах срок не только в случаях, когда сумма штрафа, исчисленная в соответствии с указанной статьей исходя из суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации, не превышает минимальный размер штрафа, но и в случаях, когда указанная в налоговой декларации сумма налога уплачена полностью или когда сумма налога к уплате по такой налоговой декларации отсутствует ("нулевая декларация").
В письме Департамента от 27.03.2008 N 03-02-07/1-133 разъяснено, что в случае, когда сумма налога, указанная в налоговой декларации, представленной в налоговый орган с нарушением установленного законодательством о налогах и сборах срока, уплачена в бюджет налогоплательщиком своевременно, то за совершение налогового правонарушения, ответственность за которое предусмотрена пунктом 1 статьи 119 Кодекса (в редакции до вступления в силу Федерального закона N 229-ФЗ), может быть взыскан штраф в размере 100 руб.
2. В силу подпункта 4 пункта 1 статьи 32 Кодекса налоговые органы обязаны бесплатно информировать (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и о принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц и разъяснять порядок заполнения форм налоговых деклараций (расчетов).
Указанной обязанности налоговых органов корреспондируют соответствующие права налогоплательщиков, которые вправе получать письменную информацию от налоговых органов.
Согласно пункту 1 статьи 34.2 Кодекса (в редакции Федерального закона от 18.07.2011 N 227-ФЗ) Министерство финансов Российской Федерации дает письменные разъяснения налоговым органам, налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.
В целях единообразного применения налоговыми органами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах отдельные письменные разъяснения Министерства финансов Российской Федерации доводятся ФНС России налоговым органам.
Налоговые органы руководствуются такими разъяснениями согласно подпункту 5 пункта 1 статьи 32 Кодекса.

Заместитель директора Департамента С.В. Разгулин