САЛЬДО.ру - скорая помощь бухгалтеруНастройки: 19:3418-04-2024
Четверг

 
В. Малышко
Материал предоставлен журналом "Практический бухгалтерский учет"

Авансовый отчёт при "упрощёнке"

Лица, получившие наличные денежные средства под отчёт, обязаны не позднее трёх рабочих дней по истечении срока, на который они выданы, предъявить в бухгалтерию отчёт об израсходованных суммах и произвести окончательный расчёт по ним. Для расчётов с подотчётными лицами предусмотрена унифицированная форма первичной учётной документации N АО-1 "Авансовый отчёт" (утв. постановлением Госкомстата России от 01.08.01 N 55).
Подотчётным лицом авансовый отчёт составляется в одном экземпляре (Указания по применению и заполнению унифицированной формы "Авансовый отчёт" (форма N АО-1), утв. тем же постановлением Госкомстата России N 55). При этом документ может быть оформлен на бумажном или машинном носителях информации. В последнем случае организация обязана изготовлять за свой счёт копии авансовых отчётов на бумажных носителях для других участников хозяйственных операций, а также по требованию органов, осуществляющих контроль в соответствии с законодательством РФ.
На оборотной стороне формы в графах 1-5 (1-6 при выдаче иностранной валюты) им записывается перечень документов, подтверждающих произведённые расходы (чеки ККМ, товарные чеки, квитанции и другие оправдательные документы), и суммы затрат по ним. Документы, приложенные к авансовому отчёту, нумеруются подотчётным лицом в порядке их записи в отчёте (графа 1).
Указанные оправдательные документы, являющиеся необходимым приложением к авансовому отчёту, по мнению налоговиков, должны быть надлежащим образом оформлены, то есть составлены по унифицированным формам, если таковые установлены, а в иных случаях должны быть заполнены по формам, предусмотренным организацией-продавцом (исполнителем) и содержащим реквизиты, поименованные в пункте 2 статьи 9 Федерального закона от 21.11.96 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учёте" (письмо УФНС России по г. Москве от 29.11.10 N 20-15/124949).
После этого рассматриваемый отчёт передаётся в бухгалтерию. Счётные работники проверяют целевое расходование средств, наличие оправдательных документов, подтверждающих произведённые расходы, правильность их оформления и подсчёта сумм. На оборотной стороне формы ими указываются суммы расходов, принятые к учёту (графа 7 (графы 7-8 при выдаче валюты)), и счета (субсчета), которые дебетуются на эти суммы (графа 9).
Проверенный авансовый отчёт утверждается руководителем или уполномоченным на это лицом и принимается к учёту. На основании данных утверждённого авансового отчёта бухгалтерией производится списание подотчётных денежных сумм в установленном порядке.
Остаток неиспользованного аванса подотчётному лицу надлежит сдать в кассу организации. При этом бухгалтерией оформляется приходный кассовый ордер в установленном порядке.
Срок возврата аванса нормативно установлен только при направлении работника в командировку и составляет три рабочих дня с момента возвращения из командировки (п. 11 Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации, утв. решением совета директоров Банка России от 22.09.93 N 40). В остальных случаях работодатель самостоятельно определяет срок, на который выдаёт работнику аванс. Этот срок может быть установлен локальными нормативными актами работодателя, приказами и распоряжениями руководителя организации или должностной инструкцией работника.
Сумма же перерасхода по авансовому отчёту выдаётся подотчётному лицу по расходному кассовому ордеру.
При выдаче подотчётному лицу денежных средств в иностранной валюте в соответствии с установленным порядком согласно действующему законодательству РФ в форме N АО-1 заполняются реквизиты, относящиеся к иностранной валюте: строка 1а лицевой стороны формы и упомянутые графы 6 и 8 оборотной стороны формы.

Особенности "упрощёнки"

Организации, применяющие УСН, как известно, освобождены от ведения бухгалтерского учёта (п. 3 ст. 4 упомянутого закона N 129-ФЗ). Для целей исчисления налоговой базы они обязаны вести учёт доходов и расходов в Книге учёта доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощённую систему налогообложения (ст. 346.24 НК РФ, форма книги приведена в приложении N 1 к приказу Минфина России от 31.12.08 N 154н).
Порядок заполнения Книги учёта доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощённую систему налогообложения (приведён в приложении N 2 к упомянутому приказу Минфина России N 154н), предписывает "упрощенцам" отражать в хронологической последовательности на основе первичных документов позиционным способом все хозяйственные операции за отчётный (налоговый) период (п. 1.1 порядка заполнения). Для этого налогоплательщиком заполняются графы 2-5 раздела I "Доходы и расходы".
Так, в графе 2 указывается дата и номер первичного документа, на основании которого осуществлена регистрируемая операция, в графе 3 - содержание регистрируемой операции. Если налогоплательщиком фиксируется доходная операция, учитываемая при исчислении налоговой базы, то ему надлежит заполнить графу 4, числовой же показатель расходной операции, также учитываемой при исчислении налоговой базы, указывается в графе 5 (п. 2.2-2.5 порядка заполнения).
Как известно, "упрощенцы" самостоятельно выбирают объект обложения. Таковым может быть "доходы" или "доходы, уменьшенные на величину расходов" (п. 1 и 2 ст. 346.14 НК РФ).
Налогоплательщик, применяющий упрощённую систему налогообложения с объектом налогообложения в виде доходов, вправе по своему усмотрению отражать в графе 5 расходы, связанные с получением доходов, налогообложение которых осуществляется при "упрощёнке" (абз. 3 п. 2.5 порядка заполнения). Следовательно, порядок заполнения предоставляет налогоплательщику право самому решать, отражать ли ему свои расходы в книге учёта доходов и расходов или нет. В связи с этим налогоплательщики, избравшие объектом налогообложения доходы, могут не заполнять графу 5 раздела I. Если "упрощенец" с объектом налогообложения "доходы" воспользуется таким правом, то ему, казалось бы, особо и не нужен авансовый отчёт, ведь расходные операции он не фиксирует, а авансовый отчёт как раз и предопределяет такую операцию.

Требования фискалов

Для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощённую систему налогообложения, сохраняется действующий порядок ведения кассовых операций (п. 4 ст. 346.11 НК РФ).
Для осуществления расчётов наличными деньгами упомянутый порядок ведения кассовых операций обязывает организации иметь кассу и вести кассовую книгу по установленной форме. Кассовые операции оформляются типовыми межведомственными формами первичной учётной документации (п. 3 и 12 порядка).
Постановлением Госкомстата России от 18.08.98 N 88 "Об утверждении унифицированных форм первичной учётной документации по учёту кассовых операций, по учёту результатов инвентаризации" для учёта кассовых операций утверждены следующие унифицированные формы первичной учётной документации:
- приходный кассовый ордер (форма N КО-1);
- расходный кассовый ордер (форма N КО-2);
- журнал регистрации приходных и расходных кассовых документов (форма N КО-3);
- кассовая книга (форма N КО-4);
- книга учёта принятых и выданных кассиром денежных средств (форма N КО-5).
Организации, как было сказано выше, выдают наличные деньги под отчёт на хозяйственно-операционные расходы в размерах и на сроки, определяемые её руководителями. Лица, получившие наличные деньги под отчёт, обязаны не позднее трёх рабочих дней по истечении срока, на который они выданы, предъявить в бухгалтерию отчёт об израсходованных суммах и произвести окончательный расчёт по ним. Следовательно, организации, применяющие УСН с объектом налогообложения "доходы", обязаны соблюдать порядок ведения кассовых операций. Исходя из этого "упрощенцы", по мнению фискалов, должны потребовать с работников, получивших денежные средства под отчёт, представления авансового отчёта.
Московские налоговики неоднократно напомнили, что лица, получившие наличные деньги под отчёт, обязаны не позднее трёх рабочих дней по истечении срока, на который они выданы, или со дня возвращения из командировки предъявить в бухгалтерию организации отчёт об израсходованных суммах и произвести окончательный расчёт по ним. Для расчётов же с подотчётными лицами как раз и предусмотрен рассматриваемый авансовый отчёт (письма УФНС России по г. Москве от 18.01.07 N 18-11/3/03895, от 21.12.05 N 18-11/3/94150).
При этом указанное обоснование в пользу составления авансовых отчётов чиновники распространяют на всех "упрощенцев", в том числе на тех, кто выбрал объект "доходы, уменьшенные на величину расходов". Но для них наличие авансового отчёта просто необходимо. Ведь иначе они не смогут принять в расходы затраты, осуществлённые подотчётным лицом.
Расходы согласно положениям главы 26.2 НК РФ признаются, если они:
- входят в перечень расходов, приведённый в статье 346.16 НК РФ;
- соответствуют статье 252 НК РФ;
- оплачены организацией.
Напомним, что согласно пункту 1 статьи 252 НК РФ расходами признаются обоснованные и документально подтверждённые затраты. Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. Под документально подтверждёнными расходами понимаются затраты, подтверждённые документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Не обнаружив авансового отчёта при проверке "упрощенца", фискалы обычно не признают в расходах осуществлённые затраты, поскольку, на их взгляд, отсутствует документальное их подтверждение. В этом случае ими принимается решение о доначислении налога, уплачиваемого в связи с применением упрощённой системы налогообложения (объект налогообложения - доходы, уменьшенные на величину расходов), и пеней за его несвоевременную уплату.
Однако некоторые судьи на такие деяния налоговиков смотрят со скептицизмом. Арбитражный суд первой инстанции в такой ситуации признал необоснованным доначисление налога налоговым органом. И обосновали своё решение судьи следующим. В Альбоме унифицированных форм первичной учётной документации по учёту кассовых операций (утв. упомянутым постановлением Госкомстата России N 88) авансовый отчёт в качестве кассового документа не приведён. Исходя из этого, суд пришёл к выводу, что авансовый отчёт не относится к числу кассовых документов и является документом бухгалтерского учёта, от ведения которого налогоплательщик, применяющий упрощённую систему налогообложения, освобождён. Следовательно, непредставление налогоплательщиком авансовых отчётов не могло повлиять на исчисление налоговой базы.
Постановлением апелляционной инстанции решение арбитражного суда оставлено без изменения. Арбитражный суд кассационной инстанции поддержал выводы, содержащиеся в оспариваемых судебных актах. Решение арбитражного суда и постановление апелляционной инстанции им оставлено без изменения, кассационная жалоба налоговиков - без удовлетворения (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 29.08.05 N Ф04-5608/2005(14326-А27-35)).
Аналогичное решение (с идентичными обоснованиями) судьи ФАС Западно-Сибирского округа приняли и в постановлении от 29.08.05 N Ф04-5607/2005(14328-А27-35).
Как видим, по мнению фискалов, у налогоплательщика, применяющего упрощённую систему налогообложения, возникает необходимость применения авансового отчёта для учёта средств, выданных подотчётному лицу. При отказе же от использования рассматриваемой формы N АО-1 свою позицию "упрощенцу", очевидно, придётся доказывать в суде.
Датой признания расходов при осуществлении подотчёта в классическом варианте (получение лицом денежных средств с последующим отчётом за них) будет дата утверждения авансового отчёта, поскольку именно в этот момент "упрощенцем" выполняются все условия, необходимые для принятия расходов:
- они оплачены в момент, когда выданы денежные средства под отчёт, и
- произведены, о чём свидетельствует отчёт подотчётного лица.
На практике достаточно часто встречается, когда работник организации (как правило, руководитель) сначала приобретает необходимые материально-производственные запасы, а затем представляет авансовый отчёт и получает возмещение по нему. Датой признания расходов у "упрощенца" в этом случае будет момент возмещения перерасхода по авансовому отчёту.

Особенности командировочных расходов

Вышеприведённое подтверждают и специалисты главного финансового ведомства. При определении налоговой базы в силу подпункта 13 пункта 1 статьи 346.16 НК РФ "упрощенцы" вправе учитывать командировочные расходы, в частности, на наём жилого помещения, выплату суточных и т.д. Однако уменьшение налоговой базы на указанные расходы в момент начала командировки неправомерно, поскольку авансовый отчёт представляется только после её окончания. Выдав работнику аванс на командировочные расходы, налогоплательщик не имеет права включать его сумму в состав расходов, пока он не будет израсходован на цели командировки (приобретение проездных документов, проживание в гостинице и т.д.) и подтверждён документально. А это произойдёт лишь при представлении авансового отчёта, к которому будут приложены подтверждающие документы (письмо Минфина России от 16.02.11 N 03-11-06/2/21).
Напомним, что при направлении работника в служебную командировку ему гарантируется в том числе возмещение расходов, связанных со служебной командировкой. При этом работодатель обязан возмещать работнику: расходы по проезду; расходы по найму жилого помещения; дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные); иные расходы, произведённые работником с разрешения или ведома работодателя (ст. 167, 168 ТК РФ).
По мнению московских налоговиков, документами, подтверждающими обоснованность понесённых налогоплательщиком командировочных расходов, являются:
- приказ (распоряжение) о направлении работника (работников) в командировку по форме N Т-9 (Т-9а);
- командировочное удостоверение по форме N Т-10;
- служебное задание для направления в командировку и отчёт о его выполнении по форме N Т-10а;
- расходный кассовый ордер;
- авансовый отчёт командированного работника с приложением соответствующих оправдательных документов, подтверждающих фактическое осуществление им расходов на проезд, проживание и т.п., утверждённый руководителем (формы N Т-9 (Т-9а), Т-10, Т-10а, утв. постановлением Госкомстата России от 05.01.04 N 1).
Билеты на поезд, самолёт и товарные чеки не могут сами по себе подтвердить расходы. И только при оформлении авансового отчёта такие затраты приобретают статус расходов (письмо УФНС России от 23.04.07 N 18-11/3/037127.1).
С 2009 года для целей исчисления налога при УСН отменено нормирование суточных при командировках (подп. "а" п. 9 ст. 1 Федерального закона от 22.07.08 N 155-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации"). Такие расходы учитываются в пределах сумм, установленных локальными нормативными актами (ст. 168 ТК РФ). Завышенный размер суточных, выплата суточных в зависимости от должности неизбежно вызовут вопросы у налоговых инспекторов. Поэтому "упрощенцу" необходимо устанавливать экономически оправданный размер суточных в локальных нормативных актах.
Расходы же по приобретению МПЗ или командировке, осуществлённые из личных средств работников или руководителя, которые указаны в авансовом отчёте, утверждённом руководителем организации, до момента их возмещения не учитываются при определении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощённой системы налогообложения (письмо Минфина России от 07.08.09 N 03-11-06/2/149).
В расходы по проезду к месту командировки включаются в том числе и затраты по проезду транспортом общего пользования соответственно к станции, пристани, аэропорту и от станции, пристани, аэропорта, если они находятся за чертой населённого пункта, при наличии документов (билетов), подтверждающих эти расходы (п. 12 Положения об особенностях направления работников в служебные командировки, утв. постановлением Правительства РФ от 13.10.08 N 749).
Налоговики считают, что если коллективным договором или другим локальным актом закреплено положение о возмещении расходов на проезд городским транспортом в черте города (населённого пункта) от места проживания в гостинице до месторасположения организации в период нахождения работника в командировке, то подобные затраты могут учитываться в целях налогообложения прибыли как командировочные расходы в составе прочих расходов, если соблюдены критерии пункта 1 статьи 252 НК РФ (письмо ФНС России от 12.07.11 N ЕД-4-3/11246).
Минфиновцы в своё время посчитали возможным уменьшение налогооблагаемой прибыли на сумму расходов на проезд командированного работника на такси при условии их документального подтверждения и экономической обоснованности (письма Минфина России от 27.08.09 N 03-03-06/2/162, от 31.07.09 N 03-03-06/1/505). Соглашаются с этим и московские налоговики (упомянутое письмо УФНС России по г. Москве N 20-15/124949).
По мнению судей ФАС Московского округа, если работник воспользовался услугами такси с ведома работодателя, данные затраты являются законными и подлежащими возмещению работнику работодателем. Обратившись к Инструкции Минфина СССР, Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 07.04.88 N 62 "О служебных командировках в пределах СССР" (п. 10, действовала в проверяемом периоде), судьи не нашли ограничений на проезд к месту командировки и обратно на такси. Исходя из этого, они заключили, что действующее законодательство (в том числе и налоговое) не конкретизирует, каким именно транспортом командированный сотрудник вправе добираться к месту командировки и обратно. В связи с чем расходы на проезд работника на такси при направлении (равно как и при нахождении в служебной командировке) могут быть включены в состав прочих расходов, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль организаций (постановление ФАС Московского округа от 05.07.10 N КА-А40/6676-10).
Расходы на командировки у "упрощенцев" принимаются в порядке, предусмотренном для исчисления налога на прибыль организаций (абз. 2 п. 2 ст. 346.16 НК РФ). Поэтому логично предположить, что налоговики не будут возражать против учёта расходов на проезд городским транспортом работника в черте города (населённого пункта), куда он командирован, или на такси.
Обосновать пользование такси можно плотностью графика работы сотрудника, которому необходимо решать служебные вопросы в короткие сроки.
Следовательно, приобретённые проездные билеты и документ об оплате услуг такси как подтверждающие документы осуществлённых расходов, на наш взгляд, можно указывать в авансовом отчёте.
Не столь уж редко бывают в командировках и индивидуальные предприниматели, применяющие УСН с объектом налогообложения "доходы, уменьшенные на величину расходов". Для учёта понесённых ими затрат в командировках они также оформляют авансовый отчёт, в котором указывают суммы по оплате проезда, найму жилого помещения и суточные.
Налоговики считают, что индивидуальный предприниматель не вправе учесть в расходах произведённые затраты в виде оплаты самому себе проезда к месту командировки и обратно, найма жилого помещения, суточных. И аргументируют они это определением понятия "служебная командировка", данным в статье 166 ТК РФ. Таковой признаётся поездка работника по распоряжению работодателя на определённый срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы (письмо УФНС России по г. Москве от 15.08.07 N 18-1/3/077400). У индивидуального предпринимателя такого по отношению к себе, на их взгляд, не наблюдается.
Поскольку унифицированная форма N АО-1 была утверждена 10 лет назад, то она может не содержать достаточного количества полей для отражения необходимой "упрощенцу" информации производственного и управленческого характера.
Финансисты для разъяснения вопроса о возможности использования организацией самостоятельно разработанной формы авансового отчёта по принятию к учёту от подотчётного лица расходов в целях налогообложения налогом на прибыль обратились к Порядку применения унифицированных форм первичной учётной документации (утв. постановлением Госкомстата России от 24.03.99 N 20).
В унифицированные формы первичной учётной документации (кроме форм по учёту кассовых операций), утверждённые Госкомстатом России, организация при необходимости может вносить дополнительные реквизиты. При этом все реквизиты утверждённых Госкомстатом России унифицированных форм первичной учётной документации остаются без изменения (включая код, номер формы, наименование документа). Удаление отдельных реквизитов из унифицированных форм не допускается.
Вносимые изменения должны быть оформлены соответствующим организационно-распорядительным документом организации.
Форматы бланков, указанных в альбомах унифицированных форм первичной учётной документации, являются рекомендуемыми и могут изменяться.
При изготовлении бланочной продукции на основе унифицированных форм первичной учётной документации допускается вносить изменения в части расширения и сужения граф и строк с учётом значности показателей, включения дополнительных строк (включая свободные) и вкладных листов для удобства размещения и обработки необходимой информации.
На основании вышеприведённого финансисты заключили, что в целях налогообложения прибыли налогоплательщику необходимо представлять авансовый отчёт по унифицированной форме N АО-1 либо доработанную с учётом требований пункта 2 статьи 9 закона N 129-ФЗ и указанного постановления Госкомстата России N 20 о наличии обязательных реквизитов форму авансового отчёта, утвердив её в учётной политике (письмо Минфина России от 08.07.11 N 03-03-06/1/414).
На наш взгляд, и "упрощенец" может воспользоваться указанными разъяснениями Минфина России при возникновении необходимости доработки формы N АО-1.
В настоящее время в большинстве своём организации ведут учёт в специализированных программах, которые также дают возможность распечатывать соответствующие документы с уже внесёнными в них сведениями. Однако вопрос об учёте расходов на приобретение бланков документов, в том числе бланков авансовых отчётов, для некоторых налогоплательщиков остаётся всё же актуальным.
В состав расходов при расчёте налога, уплачиваемого при использовании УСН, согласно подпункту 17 пункта 1 статьи 346.16 НК РФ включается стоимость канцелярских товаров. Затраты по оплате стоимости приобретаемых бланков финансисты предлагают учитывать по этой статье расходов (письмо Минфина России от 17.05.05 N 03-03-02-04/1/123).
Нередко случается, что подотчётное лицо часть выданных средств не израсходовало. Остаток неистраченных средств, как было сказано выше, ему надлежит вернуть в кассу. Однако работник этого не совершил.
В случае если работник своевременно не вернул в кассу остаток неиспользованных средств, специалисты Роструда предлагают руководствоваться статьёй 137 ТК РФ, которой предусмотрены случаи удержания из заработной платы работника для погашения его задолженности работодателю.
В частности, удержания из заработной платы работника для погашения его задолженности работодателю могут производиться для погашения неизрасходованного и своевременно не возвращённого аванса, выданного в подотчёт. При этом работодатель вправе принять решение об удержании из заработной платы работника не позднее одного месяца со дня окончания срока, установленного для возвращения аванса, и при условии, если работник не оспаривает оснований и размеров удержания.
Решение работодатель принимает и оформляет в форме приказа или распоряжения. Унифицированной формы такого приказа нормативными правовыми актами не установлено. При этом ему надлежит получить в письменной форме согласие работника на удержание суммы из заработной платы (письмо Роструда от 09.08.07 N 3044-6-0).
При удержании работодателю следует не забывать о существующем ограничении его размера, установленном статьёй 138 ТК РФ, - 20% от выплачиваемой заработной платы.

Авансовый отчёт и страховые взносы

Авансовый отчёт может пригодиться "упрощенцу"-работодателю при исчислении страховых взносов в государственные внебюджетные фонды.
Организации, применяющие УСН, в текущем году уплачивают страховые взносы в ПФР, ФСС России, ФФОМС и ТФОМС (ст. 58 Федерального закона от 24.07.09 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования").
Объектом обложения страховыми взносами, как известно, являются в том числе выплаты и вознаграждения, осуществляемые в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений (п. 1 ст. 7 закона N 212-ФЗ).
Поскольку возмещение расходов, связанных со служебной командировкой, происходит в рамках трудовых отношений, то компенсируемые суммы включаются в объект обложения страховыми взносами. Исходя из этого, они формируют показатели, вносимые:
- по строкам 200, 201 и 202 раздела 2 "Расчёт страховых взносов по тарифу, установленному для плательщика страховых взносов" Расчёта по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования плательщиками страховых взносов, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам (форма РСВ-1 ПФР, утв. приказом Минздравсоцразвития России от 12.11.09 N 894н), и
- строке 1 расчёта базы для начисления страховых взносов (таблица 3) Расчёта по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения (форма 4-ФСС РФ, утв. приказом Минздравсоцразвития России от 28.02.11 N 156н).
В то же время в силу подпункта 2 "и" пункта 2 статьи 9 закона N 212-ФЗ не облагаются страховыми взносами компенсационные выплаты, связанные с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей. При этом при оплате "упрощенцем" расходов на командировки не подлежат обложению страховыми взносами (п. 2 ст. 9 закона 212-ФЗ):
- суточные;
- фактически произведённые и документально подтверждённые целевые расходы на проезд до места назначения и обратно;
- сборы за услуги аэропортов;
- комиссионные сборы;
- расходы на проезд в аэропорт или на вокзал в местах отправления, назначения или пересадок, на провоз багажа;
- расходы по найму жилого помещения;
- расходы на оплату услуг связи;
- сборы за выдачу (получение) и регистрацию служебного заграничного паспорта;
- сборы за выдачу (получение) виз, а также
- расходы на обмен наличной валюты или чека в банке на наличную иностранную валюту.
Нормы суточных для целей обложения страховыми взносами законом N 212-ФЗ не установлены. Как было сказано выше, порядок и размеры возмещения расходов, связанных со служебными командировками, в том числе суточных, согласно статье 168 ТК РФ определяются коллективным договором или локальным нормативным актом. Следовательно, не подлежат обложению страховыми взносами суточные, выплачиваемые командированным работникам в размере, установленном локальным нормативным актом организации.
Исходя из этого суммы перечисленных выше расходов, относимых к командировочным расходам, учитываются при определении показателей, вносимых по строкам 210, 211 и 212 раздела 2 расчёта РСВ-1 ПФР и по строке 2 таблицы 3 расчёта 4-ФСС РФ.
Подтвердить же правомерность отнесения указанных компенсационных выплат к выплатам, не облагаемым страховыми взносами в государственные внебюджетные фонды, "упрощенец" может оформленным авансовым отчётом.
В перечень документов, подлежащих истребованию у страхователя для проведения выездной проверки территориальным отделением ПФР, приведённым в пункте 7.4 Методических рекомендаций по организации проведения выездных проверок плательщиков страховых взносов (утв. распоряжением Правления ПФР от 03.02.11 N 34р), приведены аналитические регистры бухгалтерского учёта (карточки субконто и пр.), в том числе и по счёту 71 "Расчёты с подотчётными лицами". При проверке правильности заполнения строк 200 и 300 расчёта РСВ-1 ПФР проверяющим предложено использовать в отдельных случаях аналитические данные по кредиту счетов 71. Поэтому пенсионщики, скорее всего, не оставят без внимания и регистр с авансовыми отчётами организации.