САЛЬДО.ру - скорая помощь бухгалтеруНастройки: 22:1216-04-2024
Вторник

 
Эксперты компании "Гарант"
Материал предоставлен компанией "СК Гарант-Столица"

ПРАВОВОЙ КОНСАЛТИНГ ОТ ЭКСПЕРТОВ КОМПАНИИ "ГАРАНТ" (выпуск N 77)

В отношении ООО проводится процедура добровольной ликвидации. Кредиторы не имеют намерения заявлять в судебном порядке требования о погашении долга, являются взаимозависимыми лицами.
Возможно ли исключение общества из ЕГРЮЛ по завершении процедуры добровольной ликвидации в том случае, если в процессе ликвидации не будут заявлены требования всех кредиторов?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу: Наличие кредиторской задолженности, требования по которой кредиторами не предъявлены, формально не препятствует ликвидации общества по решению его участников.

Обоснование вывода:
Согласно п. 1 ст. 57 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (далее - Закон N 14-ФЗ) ООО может быть ликвидировано добровольно в порядке, установленном ГК РФ, с учетом требований Закона N 14-ФЗ и устава общества. Ликвидация общества влечет за собой его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам. Порядок ликвидации общества определяется ГК РФ и другими федеральными законами (п. 5 ст. 57 Закона N 14-ФЗ).
В соответствии с п. 1 ст. 63 ГК РФ ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, публикацию о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации. Ликвидационная комиссия принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица.
Согласно п. 2 ст. 63 ГК РФ после окончания срока для предъявления кредиторами своих требований ликвидационная комиссия (ликвидатор) составляет промежуточный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения, а учредители (участники) юридического лица утверждают промежуточный ликвидационный баланс. В промежуточный ликвидационный баланс включаются сведения о перечне лишь предъявленных кредиторами требований. Обязанность ликвидационной комиссии (ликвидатора) включать в промежуточный ликвидационный баланс, равно как и в ликвидационный баланс, сведения о кредиторской задолженности, требования по которой не заявлены, законом не предусмотрена. Отсутствие таких сведений в балансе в связи с тем, что в предусмотренный ст. 63 ГК РФ срок кредитор не заявил ликвидационной комиссии свои требования, не свидетельствует о недостоверности ликвидационного баланса (смотрите, например, постановления ФАС Северо-Западного округа от 21.04.2011 N Ф07-2258/11, Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.07.2011 N 17АП-5139/11 и от 27.07.2011 N 17АП-5872/11, от 27.07.2011 N 17АП-6117/11, Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.01.2011 N 13АП-21689/2010).
В силу п. 5 ст. 63 ГК РФ после завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о ликвидации юридического лица. Ликвидационный баланс вместе с документами, перечисленными в п. 1 ст. 21 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", представляется в регистрирующий орган для государственной регистрации прекращения деятельности юридического лица в связи с его ликвидацией. Регистрирующий орган не вправе требовать от организации предоставления документов, не предусмотренных указанной нормой, и не проверяет на предмет соответствия федеральным законам или иным нормативным правовым актам форму представленных документов (за исключением заявления о государственной регистрации) и содержащиеся в представленных документах сведения (п. 4 и 4.1 ст. 9 указанного Закона, постановление ФАС Северо-Западного округа от 20.04.2011 N Ф07-2133/11).
Таким образом, предоставление обществом в регистрирующий орган всех предусмотренных законом документов для государственной регистрации прекращения его деятельности в связи с ликвидацией предполагает обязанность регистрирующего органа по исключению его из ЕГРЮЛ. При этом наличие у общества непогашенной кредиторской задолженности по причине непредъявления кредиторами требований не может являться основанием для отказа в проведении государственной регистрации прекращения деятельности общества в связи с ликвидацией (постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 25.12.2008 N А19-4433/08-36-Ф02-6538/2008 (определением ВАС РФ от 27.04.2009 N 4814/09 в передаче этого дела в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора было отказано), ФАС Западно-Сибирского округа от 02.08.2010 по делу N А27-918/2010).

К сведению:
При наличии любого из обстоятельств, перечисленных в ст. 9 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве), ликвидационная комиссия (п. 3 ст. 9 Закона о банкротстве) или руководитель организации (п. 1 указанной статьи) обязаны обратиться в арбитражный суд с заявлением должника. При нарушении этой обязанности применяются последствия, указанные в ст. 10 Закона о банкротстве (смотрите также ст.ст. 224 и 226 Закона о банкротстве). Кроме того, то обстоятельство, что задолженность ликвидированной организации перед каким-либо кредитором не погашена в установленном порядке, этот кредитор может потребовать признания записи о ликвидации недействительной.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Котыло Игорь

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Александров Алексей

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.