САЛЬДО.ру - скорая помощь бухгалтеруНастройки: 14:0820-04-2024
Суббота

 
Е.А. Соболева
Материал предоставлен журналом "Правила подтверждения основного вида деятельности"

Правила подтверждения основного вида деятельности

Законом N 125-ФЗ*(1) установлен порядок обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. В N 5 за 2011 год мы подробно рассказали о субъектах обязательного социального страхования, о признании и оформлении несчастного случая, о профессиональном заболевании, а также о страховых выплатах. В этой статье подробно расскажем о порядке подтверждения основного вида деятельности организации.

Согласно пп. 2 п. 2 ст. 17 Закона N 125-ФЗ страхователь обязан в установленном порядке и в определенные страховщиком сроки начислять и перечислять страховщику страховые взносы. Страховой взнос - обязательный платеж по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, рассчитанный исходя из страхового тарифа, скидки (надбавки) к страховому тарифу, который страхователь обязан внести страховщику. Страховой тариф - это ставка страхового взноса, рассчитанная исходя из сумм выплат и иных вознаграждений, начисленных в пользу застрахованных по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам и включаемых в базу для начисления страховых взносов в соответствии со ст. 20.1 данного закона (ст. 3 Закона N 125-ФЗ).
Отметим, что в ст. 21 Закона N 125-ФЗ установлено, что страховые тарифы дифференцированы по классам профессионального риска. Под классом профессионального риска понимается уровень производственного травматизма, профессиональной заболеваемости и расходов на обеспечение по страхованию, сложившийся по видам экономической деятельности страхователей (ст. 3 Закона N 125-ФЗ). Согласно же п. 3 ст. 22 правила отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска, установления страхователям скидок и надбавок к страховым тарифам, начисления, учета и расходования средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний утверждаются в порядке, определяемом Правительством РФ.

Взаимосвязь класса профессионального риска и вида экономическом деятельности

В настоящее время Правила отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска (далее - Правила N 713) утверждены Постановлением Правительства РФ от 01.12.2005 N 713. Итак, класс профессионального риска определяется исходя из величины показателя профессионального риска, учитывающего уровень производственного травматизма, профессиональной заболеваемости и расходов на обеспечение по страхованию, сложившийся по видам экономической деятельности страхователей (п. 4 Правил N 713). Пунктом 9 правил установлено, что основным видом экономической деятельности для коммерческой организации является тот вид, который по итогам предыдущего года имеет наибольший удельный вес в общем объеме выпущенной продукции и оказанных услуг, а для некоммерческой организации - тот, в котором по итогам предыдущего года было занято наибольшее количество ее работников.

Обратите внимание! Страхователи - государственные (муниципальные) учреждения относятся к 01 классу профессионального риска в части деятельности, которая финансируется из бюджетов всех уровней и приравненных к ним источников (п. 15 Правил N 713).

Кроме этого, данными правилами установлено, что юридические лица - страхователи, а также подразделения страхователей, являющиеся самостоятельными классификационными единицами, должны ежегодно подтверждать основной вид деятельности в порядке, установленном Минздравсоцразвития.

Подтверждение основного вида деятельности

Из приведенных выше норм законодательства об обязательном социальном страховании следует, что плательщики страховых взносов должны ежегодно подтверждать в ФСС основной вид деятельности, так как тариф страховых взносов на текущий календарный год зависит от того, к какому классу профессионального риска относится страхователь.
Порядок подтверждения основного вида экономической деятельности страхователя по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - юридического лица, а также видов экономической деятельности подразделений страхователя, являющихся самостоятельными классификационными единицами, утвержден Приказом Минздравсоцразвития РФ от 31.01.2006 N 55 (далее - Порядок N 55).
Согласно п. 3 Порядка N 55 для подтверждения деятельности в отделение ФСС необходимо подать следующие документы:
- заявление о подтверждении основного вида деятельности (по форме, приведенной в приложении 1 к Порядку N 55). В заявлении нужно указать десятизначный регистрационный номер и пятизначный код подчиненности, которые присвоены организации при регистрации в ФСС и записаны в извещении (форма извещения установлена приложением 1 к Порядку организации работы исполнительных органов Фонда социального страхования Российской Федерации по регистрации юридических лиц в качестве страхователей на основании сведений, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц, утвержденному Постановлением ФСС РФ от 23.03.2004 N 27). Наименование вида деятельности (ОКВЭД), который оказался основным по данным отчета за предыдущий год, вписывают в соответствующую строку заявления. Данный код необходимо взять из документа, подтверждающего постановку учреждения на статистический учет с присвоением кодов, обозначающих его местонахождение, форму собственности, организационно-правовую форму, подчиненность (если имеется), виды деятельности;
- справку-подтверждение основного вида деятельности (по форме, приведенной в приложении 2 к Порядку N 55). Здесь более подробно расписываются доходы по виду экономической деятельности;
- копию пояснительной записки к бухгалтерскому балансу за предыдущий год;
- копию лицензии (только тем, кто ведет лицензируемые виды деятельности).
Эти документы необходимо сдать в отделение ФСС по месту своего учета не позднее 15 апреля текущего года (п. 5 Порядка N 55). Затем исполнительный орган ФСС в двухнедельный срок должен уведомить страхователя об установленном ему с начала текущего года размере страхового тарифа, соответствующем классу профессионального риска основного вида экономической деятельности страхователя (п. 4 Порядка N 55).
С 21.08.2011 начали действовать изменения, внесенные в Порядок N 55 Приказом N 606н*(2). Изменения в основном касаются выделения подразделений организации в самостоятельные единицы для целей обязательного страхования от несчастных случаев на производстве.
Рассмотрим их более подробно.
Так, согласно п. 7 Порядка N 55 самостоятельными классификационными единицами признаются подразделения страхователя, которые отвечают следующим требованиям:
- осуществление экономической деятельности, которая не является основным видом экономической деятельности страхователя;
- ведение страхователем бухгалтерского учета их финансово-хозяйственной деятельности с отражением соответствующих доходов в графе 3 таблицы, предусмотренной п. 9 приложения 2 к Порядку N 55, в том числе позволяющего обеспечить составление раздела II "Расчет по начисленным, уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и расходов на выплату страхового обеспечения" формы расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения (далее - форма 4-ФСС)*(3);
- представление в территориальный орган ФСС в установленные сроки формы 4-ФСС в целом по организации и раздела II "Расчет по начисленным, уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и расходов на выплату страхового обеспечения" формы 4-ФСС по этому подразделению;
- соответствие наименований видов экономической деятельности, указанных страхователем в справке-подтверждении основного вида экономической деятельности, форма которой предусмотрена приложением 2 к Порядку N 55, наименованиям видов экономической деятельности, осуществляемых данными подразделениями и указанных в заявлении о выделении подразделений страхователя в самостоятельные классификационные единицы в составе страхователя;
- отсутствие задолженности по уплате страховых взносов, пени и штрафов по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний страхователем, не погашенных на день подачи страхователем заявления о выделении подразделений страхователя в самостоятельные классификационные единицы в составе страхователя, согласно приложению 3 к Порядку N 55 в территориальный орган ФСС по месту своей регистрации.

Обратите внимание! Подразделения страхователя не подлежат выделению в самостоятельные классификационные единицы при отсутствии в справке-подтверждении основного вида экономической деятельности сведений о доходах по виду экономической деятельности данного структурного подразделения.

Чтобы ФСС отнес подразделение организации к самостоятельной классификационной единице, согласно п. 8 Порядка N 55 страхователь должен ежегодно при подтверждении основного вида деятельности предоставить в территориальный орган фонда по месту своей регистрации следующие документы:
- заявление о выделении подразделения в самостоятельную классификационную единицу в составе страхователя по форме согласно приложению 3;
- копии документов, подтверждающих осуществление подразделением видов экономической деятельности, которые не являются основным видом экономической деятельности страхователя, регламентирующих учет финансово-хозяйственной деятельности страхователя. К таким документам могут относиться положения о подразделениях, приказ (выписка из приказа) об учетной политике.
Получив указанные документы, территориальный орган ФСС в течение семи рабочих дней направляет их на согласование в ФСС. Фонд в течение 20 рабочих дней с даты поступления документов рассматривает их на предмет соответствия требованиям п. 7 Порядка N 55 и о результатах сообщает в территориальный орган ФСС по месту регистрации страхователя. Территориальный орган, в свою очередь, обязан в двухнедельный срок уведомить страхователя об установленных с начала текущего года размерах страхового тарифа, соответствующих классам профессионального риска, по каждой самостоятельной квалификационной единице (п. 9 Порядка N 55).

Судебная практика, связанная с подтверждением основного вида деятельности

Ответственность за неподтверждение основного вида деятельности законодательством не установлена. Однако согласно п. 5 Порядка N 55, если страхователь, осуществляющий несколько видов экономической деятельности, не позднее 15 апреля не представил документы, названные в п. 3 указанного порядка, то территориальный орган ФСС относит данного страхователя к тому виду экономической деятельности, который имеет наиболее высокий класс профессионального риска из осуществляемых им видов экономической деятельности. При этом территориальный орган в срок до 1 мая уведомляет страхователя об установленном с начала текущего года размере страхового тарифа, соответствующем этому классу профессионального риска. Как правило, сотрудники ФСС при установлении более высокого класса профессионального риска используют данные ЕГРЮЛ.
С таким подходом согласны и некоторые суды. В Постановлении ФАС МО от 11.03.2011 N КА-А41/1348-11 была рассмотрена следующая ситуация. Общество не представило в установленный срок, до 15.04.2010, документы, необходимые для подтверждения вида экономической деятельности на 2010 год, и представило только 17.05.2010. Согласно выписке из ЕГРЮЛ организация вправе осуществлять семь видов экономической деятельности, которым соответствуют следующие коды ОКВЭД: 26.30; 26.21; 26.22; 63.12.4; 51.44.2; 52.46.5; 74.14. Наиболее высокий класс профессионального риска имеет производство керамических санитарно-технических изделий (код 26.22). Исходя из него, руководствуясь п. 13 Правил N 713 и п. 5 Порядка N 55, отделение ФСС установило организации тариф страхового взноса на 2010 год в размере 2,5%, о чем 28.04.2010 направлено соответствующее уведомление о размере страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
На основании вышеуказанных норм законодательства суд сделал вывод о том, что неподтверждение страхователем, осуществляющим свою деятельность по нескольким видам экономической деятельности, заявленного основного вида экономической деятельности и непредставление им в срок до 15 апреля документов, указанных в п. 3 Порядка N 55, являются самостоятельными основаниями для отнесения ФСС данного страхователя к тому виду экономической деятельности, который имеет наиболее высокий класс профессионального риска из осуществляемых им видов экономической деятельности.
Аналогичные выводы содержатся в постановлениях ФАС ВСО от 22.09.2010 N А10-1360/2010, от 19.05.2009 N А33-9822/08-Ф02-2061/09, ФАС ВВО от 19.07.2010 N А28-16866/2009, ФАС УО от 06.07.2010 N Ф09-4157/10-С2, ФАС ЦО от 06.07.2010 N А35-2195/09-С22.
Однако в судебной практике есть примеры, когда арбитры вставали на защиту организаций-страхователей. В некоторых постановлениях суды обращают внимание на то, что из толкования норм Правил N 713 и Порядка N 55 следует: в случае неподтверждения страхователем основного вида деятельности ФСС должен отнести его к виду экономической деятельности с наиболее высоким классом профессионального риска именно из осуществляемых видов деятельности, а не из перечисленных в уставных документах. Соответственно, отнесение страхователя к виду деятельности, который он не осуществляет, неправомерно.
Пример - Постановление ФАС ЦО от 25.05.2011 N А23-3753/2010. Суд указал, что в соответствии со ст. 21, 22 Закона N 125-ФЗ страховые тарифы дифференцируются по отраслям экономики в зависимости от класса профессионального риска, а страховые взносы уплачиваются страхователем исходя из страхового тарифа с учетом скидки или надбавки, устанавливаемых страховщиком. При этом п. 3 ст. 22 указанного закона предусмотрено, что правила отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска утверждаются в порядке, определяемом Правительством РФ.
Согласно п. 9 Правил N 713 основным видом экономической деятельности коммерческой организации является тот вид, который по итогам предыдущего года имеет наибольший удельный вес в общем объеме выпущенной продукции и оказанных услуг. В силу п. 11 Правил N 713 основной вид деятельности страхователя - юридического лица, а также виды экономической деятельности подразделений страхователя, являющихся самостоятельными классификационными единицами, ежегодно подтверждаются страхователем в соответствии с Порядком N 55.
Суд отметил, что в приведенной норме законодатель указал на "осуществляемые виды деятельности", поэтому вид фактически осуществляемой страхователем деятельности не может быть определен исключительно на основании учредительных документов юридического лица и выписки из ЕГРЮЛ.
Кроме того, уведомление об отнесении страхователя к тому виду экономической деятельности, который имеет наиболее высокий класс профессионального риска из осуществляемых им видов деятельности, направляется в адрес страхователя в том случае, если он фактически осуществляет деятельность нескольких видов. Также п. 11 Порядка N 55 установлено, что до подтверждения основного вида экономической деятельности страхователь и подразделения страхователя характеризуются по основному виду экономической деятельности, подтвержденному страхователем в предыдущем финансовом году.
Из материалов дела следует, что организация фактически осуществляла единственный вид экономической деятельности - строительство, что подтверждается представленными заявителем документами за указанные периоды (расчет выручки; расчетные ведомости по форме 4-ФСС РФ; бухгалтерские балансы; отчеты о прибылях и убытках; свидетельство о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, серии СС N 000533 от 14.05.2010; акт выездной проверки; справка ФСС от 09.07.2010). Кроме этого, в 2009 году организация уплачивала страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний по 8-му классу профессионального риска, основываясь на фактически осуществляемом виде деятельности (строительство).
На основании вышеизложенного, а также учитывая, что ФСС не представил доказательства фактического осуществления организацией нескольких видов деятельности, суд посчитал, что у регионального отделения ФСС отсутствовали законные основания для установления организации более высокого тарифа страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Аналогичные выводы представлены в постановлениях ФАС СЗО от 28.03.2011 N А52-2495/2010, ФАС ЗСО от 22.12.2009 N А27-14650/2009 (оставлено в силе Определением ВАС РФ от 16.04.2010 N ВАС-4222/10), ФАС СЗО от 30.04.2010 N А13-14688/2009, ФАС УО от 09.02.2010 N Ф09-187/10-С2, от 03.12.2009 N Ф09-9548/09-С2.
Итак, при спорах с сотрудниками ФСС по поводу непредставления документов для подтверждения основного вида деятельности, в связи с чем ФСС установил более высокий страховой тариф, организациям нужно помнить следующее:
- требуется доказать, что фирма не ведет деятельность, по которой ей установлен страховой тариф;
- выписка из ЕГРЮЛ не является доказательством, что осуществляется несколько видов деятельности.

*(1) Федеральный закон от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний".
*(2) Приказ Минздравсоцразвития РФ от 22.06.2011 N 606н "О внесении изменений в Порядок подтверждения основного вида экономической деятельности страхователя по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - юридического лица, а также видов экономической деятельности подразделений страхователя, являющихся самостоятельными классификационными единицами, утвержденный Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 января 2006 г. N 55".
*(3) Утверждена Приказом Минздравсоцразвития РФ от 28.02.2011 N 156н.