САЛЬДО.ру - скорая помощь бухгалтеруНастройки: 16:5519-04-2024
Пятница

 
Эксперты компании "Референт"
Материал предоставлен компанией "Референт"

Консультации от компании "Референт" (выпуск N 395)

Вопрос. При расчете минимального налога при применении УСН 6 % как правильно учесть суммы больничного листа по беременности и родам, т.е в налогооблагаемую базу в доходы включать сумму возмещения, перечисленную ФСС на наш расчетный счет, а в сумму уменьшения доходов при расчете налога включить сумму пособий по беременности и родам, выплаченную работодателем?
Ответ. В соответствии со ст. 346.15 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) при определении объекта налогообложения у организаций учитываются следующие доходы:
- доходы от реализации товаров (работ, услуг), реализации имущества и имущественных прав, определяемые в соответствии со ст. 249 Кодекса;
- внереализационные доходы, определяемые в соответствии со ст. 250 Кодекса.
При определении налогооблагаемых доходов не учитываются доходы, предусмотренные ст. 251 Кодекса.
При этом следует учитывать, что согласно ст. 41 Кодекса доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая в отношении различных доходов согласно соответствующей главе Кодекса.
Поскольку денежные средства, перечисленные ФСС РФ в качестве возмещения по больничным листам не являются, по своей сути, экономической выгодой для организации, то, по нашему мнению, данные средства не учитываются в составе доходов при определении объекта налогообложения у организации, применяющей упрощенную систему налогообложения.
Аналогичная позиция отражена в Письме Минфина РФ от 04.07.2005 N 03-11-04/2/11.
Соответственно оплата пособия по беременности и родам в уменьшение доходов не относится.

Аудитор Митрошин И.В.
"Объединенная Консалтинговая Группа"

*****

Ситуация. Организация применяет УСН - доходы, продает недвижимость ниже рыночной цены.
Вопрос. Попадает ли эти сделки под контролируемые? Раньше эти все сделки попадали под ст. 40 НК РФ, а теперь по какой цене можно продать, чтобы не досчитывать налоги, если продаем не аффилированным лицам?
Ответ. А. Согласно ст. 40 НК РФ налоговые органы при осуществлении контроля за полнотой исчисления налогов вправе проверять правильность применения цен по сделкам между взаимозависимыми лицами, которыми для целей налогообложения признаются физические лица и организации, отношения между которыми могут оказывать влияние на условия или экономические результаты их деятельности или деятельности представляемых ими лиц (п. 1 ст. 20 НК РФ).
Налоговые органы вправе проверить соответствие цены товара рыночной цене только при условии того, что цена реализации отклоняется (в большую или меньшую сторону) на величину большую, чем 20%, если нет взаимозависимости участников сделки. Если же указанное отклонение составляет меньшую величину, то поводов для беспокойства не должно возникать.
Б. Контролируемые сделки - это те сделки, цены которых налоговые органы вправе проверить на соответствие рыночным. К ним относятся следующие сделки:
1. Сделки между взаимозависимыми лицами (п. 1 ст. 105.14 НК РФ).
К данным сделкам приравниваются также сделки по реализации товаров (работ, услуг), совершаемые с участием лиц, не являющихся взаимозависимыми. Таким образом, перепродажа товаров (работ, услуг) взаимозависимому лицу через посредников будет контролироваться, если последние:
- не выполняют в данной совокупности сделок никаких дополнительных функций, за исключением организации перепродажи товаров (работ, услуг);
- не принимают на себя никаких рисков и не используют никаких активов для организации перепродажи.
Указанные правила установлены подп. 1 п. 1 ст. 105.14 НК РФ. Следует отметить, что из группы сделок между взаимозависимыми лицами, в том числе совершенных через посредников, выделены сделки, все стороны и выгодоприобретатели которых зарегистрированы в России. Также выделены сделки, все стороны и выгодоприобретатели которых являются налоговыми резидентами РФ. Данные сделки признаются контролируемыми при соблюдении хотя бы одного из следующих условий:
- сумма доходов по данным сделкам за календарный год превышает 1 млрд руб. (подп. 1 п. 2 ст. 105.14 НК РФ). Для этого правила предусмотрены переходные положения. Лимит в 1 млрд руб. будет действовать с 2014 г. В 2012 г. доход по таким сделкам должен составлять 3 млрд руб., в 2013 г. - 2 млрд руб. (п. 3 ст. 4 Федерального закона от 18.07.2011 N 227-ФЗ);
- одна из сторон сделки является плательщиком НДПИ, исчисляемого по налоговой ставке, выраженной в процентах.
- среди сторон сделки есть плательщики ЕСХН или ЕНВД и лица, не уплачивающие эти налоги (подп. 3 п. 2 ст. 105.14 НК РФ). Сумма доходов по таким сделкам должна превышать 100 млн руб. за календарный год (п. 3 ст. 105.14 НК РФ);
- хотя бы одна из сторон сделки - участник проекта "Сколково". Этот участник должен применять освобождение от налога на прибыль или перечислять данный налог по нулевой ставке согласно п. 5.1 ст. 284 НК РФ. Одной из других сторон сделки должно быть лицо, не освобожденное от налога на прибыль и не применяющее указанную ставку (подп. 4 п. 2 ст. 105.14 НК РФ). Сумма доходов по таким сделкам должна превышать 60 млн руб. за календарный год (п. 3 ст. 105.14 НК РФ);
- хотя бы одна из сторон сделки является резидентом особой экономической зоны, в которой установлены специальные льготы по налогу на прибыль. Другая сторона сделки не должна быть резидентом такой ОЭЗ (подп. 5 п. 2 ст. 105.14 НК РФ). Сумма доходов по сделкам между указанными лицами за календарный год также должна превышать 60 млн руб. (п. 3 ст. 105.14 НК РФ). Положения подп. 5 п. 2 ст. 105.14 НК РФ применяются с 1 января 2014 г. (п. 4 ст. 4 Федерального закона от 18.07.2011 N 227-ФЗ).
2. Сделки в области внешней торговли товарами мировой биржевой торговли (подп. 2 п. 1 ст. 105.14 НК РФ).
3. Сделки, одной из сторон которых является лицо, зарегистрированное в офшорах (подп. 3 п. 1 ст. 105.14 НК РФ).
Кроме того, есть еще одно условие, необходимое для признания всех указанных сделок контролируемыми. В результате совершения данных сделок хотя бы одной стороне нужно учесть доходы, расходы или стоимость добытых полезных ископаемых, в результате чего должна увеличиться или уменьшиться база по налогу на прибыль, НДФЛ, НДПИ или НДС (п. 11 ст. 105.14, пп. 4, 13 ст. 105.3 НК РФ). Обратите внимание, что полнота уплаты только этих налогов контролируется в ходе проверки полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами (п. 4 ст. 105.3 НК РФ).
Следует отметить, что Минфин России в Письмах от 11.03.2012 N 03-01-18/1-25 и от 14.03.2012 N 03-01-18/2-31 пояснил, что в целях определения лимитов доходов, при превышении которых сделки признаются контролируемыми (подп. 1 п. 2, п. 3, п. 7 ст. 105.14 НК РФ), следует суммировать доходы, полученные сторонами по сделкам, совершенным за календарный год. При расчете лимита по сделкам, предусмотренным подп. 1 - 5 п. 2 ст. 105.14 НК РФ, принимаются во внимание сделки, совершенные налогоплательщиком со всеми взаимозависимыми лицами. А в отношении сделок, предусмотренных подп. 2 и 3 п. 1 ст. 105.14 НК РФ, учитываются сделки, совершенные налогоплательщиком с одним лицом.
Необходимо отметить, что суд может признать сделку контролируемой, даже если она не обладает указанными признаками. Это возможно при наличии достаточных оснований полагать, что данная сделка входит в группу однородных сделок, совершенных в целях сокрытия контролируемой сделки (п. 10 ст. 105.14 НК РФ).
Существует несколько исключений, когда сделки при соблюдении перечисленных условий не признаются контролируемыми (п. 4 ст. 105.14 НК РФ):
1) сделки между участниками одной и той же консолидированной группы налогоплательщиков. Такой группой признается добровольное объединение плательщиков налога на прибыль на основе договора в целях исчисления и уплаты данного налога с учетом совокупного результата хозяйственной деятельности (ст. 25.1 НК РФ). Порядок создания, права и обязанности участников консолидированной группы и прекращение ее действия регулируется гл. 3.1 НК РФ;
2) сделки между лицами, которые соответствуют одновременно всем следующим условиям:
- стороны сделки зарегистрированы в одном субъекте РФ;
- у них нет обособленных подразделений в других регионах, а также за рубежом;
- они не уплачивают налог на прибыль в бюджеты других регионов РФ;
- у данных организаций нет убытков, учитываемых в целях налога на прибыль;
- отсутствуют обстоятельства для признания сделок, совершаемых такими лицами, контролируемыми в соответствии с подп. 2 - 5 п. 2 ст. 105.14 НК РФ.

"Аудиторский центр Санкт - Петербурга"

*****

Вопрос. Какими налогами облагаются компенсации при увольнении сотрудника?
Ответ. В определенных случаях при расторжении трудового договора работодатель обязан выплатить работнику компенсацию.
Так, согласно Трудовому кодексу РФ увольняемым сотрудникам могут выплачиваться выходное пособие, средний заработок, сохраняемый на определенный период трудоустройства, дополнительная компенсация. Указанные выплаты и их размеры предусмотрены при ликвидации организации, сокращении численности и штата работников, увольнении из-за отказа сотрудника продолжать работу в связи с изменением условий трудового договора (ст. ст. 178, 180, 181 ТК РФ).
Помимо этого в трудовом или коллективном договоре могут быть установлены иные случаи выплаты выходного пособия при увольнении, а также повышенные размеры выходных пособий (ч. 4 ст. 178, ч. 2 ст. 307 ТК РФ).
Все виды компенсационных выплат, связанных с увольнением работников (кроме компенсации за неиспользованный отпуск), не облагаются страховыми взносами по следующим правилам (пп. "д" п. 2 ч. 1 ст. 9 Закона N 212-ФЗ):
- компенсации не облагаются взносами, если они установлены законодательством РФ;
- компенсации не облагаются взносами в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством РФ (пп. 2 ч. 1 ст. 9 Закона N 212-ФЗ).
В иных случаях все компенсации при увольнении сотрудника облагаются страховыми взносами.
Например, компенсация сотруднику при увольнении, выплаченная сверх норм, установленных Трудовым кодексом РФ, производится в рамках трудовых отношений. Следовательно, она облагается страховыми взносами (ч. 1 ст. 7 Закона N 212-ФЗ).
С 1 января 2011 г. компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении работника облагаются взносами на страхование от производственного травматизма согласно абз. 6 пп. 2 п. 1 ст. 20.2 Закона N 125-ФЗ.
Другие виды компенсаций не подлежат обложению страховыми взносами от несчастных случаев, если они предусмотрены действующим законодательством.
В иных случаях все компенсации при увольнении сотрудника облагаются страховыми взносами на социальное страхование от несчастных случаев.
С 1 января 2012 г. вступила в силу новая редакция п. 3 ст. 217 Кодекса, в соответствии с которой освобождаются от обложения налогом на доходы физических лиц компенсационные выплаты, установленные законодательством Российской Федерации, связанные с увольнением работников, в виде выходного пособия, среднего месячного заработка на период трудоустройства, компенсации руководителю, заместителям руководителя и главному бухгалтеру организации в части, не превышающей в целом трехкратный размер среднего месячного заработка или шестикратный размер среднего месячного заработка для работников, уволенных из организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
В соответствии с п. 3 ст. 217 Налогового Кодекса РФ не подлежат налогообложению все виды установленных действующим законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных с увольнением работников, за исключением компенсации за неиспользованный отпуск.
Например, выходное пособие в размере двухнедельного среднего заработка в связи призывом работника на военную службу или направлением его на заменяющую ее альтернативную гражданскую службу (ст. 178 ТК РФ).
В иных случаях все компенсации, выплачиваемые работникам при увольнении, облагаются НДФЛ.

Аудитор Митрошин И.В.
"Объединенная Консалтинговая Группа"

*****

Ситуация. Предприятие (ООО) на УСН с момента регистрации 2001 год. Главный бухгалтер в 2006 году платила НДС в бюджет (без оснований), не составляя при этом декларации по НДС и не сдавая их в ИФНС. Образовалась переплата по НДС в размере 288 тыс. руб. Директор обнаружил переплату в 2011 году, когда получил акт сверки из налоговой. Обратился в налоговую с заявлением о возврате налога, и конечно получил отказ.
Вопрос. Можно ли вернуть переплату и что нужно сделать для этого?
Ответ. В соответствии с п. 6 ст. 78 Налогового кодекса Российской Федерации (далее . НК РФ) сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления.
При этом заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы, если иное не предусмотрено НК РФ (п. 7 ст. 78 НК РФ).
Конституционный Суд Российской Федерации (далее . КС РФ) в Определении от 21.06.2001 г. N 173-О указал, что норма ст. 78 НК РФ направлена не на ущемление прав налогоплательщика, который ошибся в расчете суммы налогового платежа по какой-либо причине, в том числе вследствие незнания налогового закона или добросовестного заблуждения, а напротив, позволяет ему в течение трех лет со дня уплаты налога предъявить налоговому органу обоснованные и потому подлежащие безусловному удовлетворению требования, не обращаясь к судебной защите своих законных интересов. В то же время данная норма не препятствует в случае пропуска указанного срока обратиться в суд с иском о возврате из бюджета переплаченной суммы в порядке гражданского или арбитражного судопроизводства, и в этом случае действуют общие правила исчисления срока исковой давности - со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права (п. 1 ст. 200 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Минфин РФ в письме от 17.03.2011 г. N 03-02-08/27 поддержал позицию КС РФ.
В Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (далее . ВАС РФ) от 25.02.2009 г. N 12882/08 указано, что данная норма (п. 7 ст. 78 НК РФ) применительно к п. 3 ст. 79 НК РФ не препятствует налогоплательщику в случае пропуска срока на подачу такого заявления в налоговый орган обратиться непосредственно в суд с иском о возврате из бюджета суммы излишне уплаченного налога в порядке арбитражного судопроизводства в течение трех лет со дня, когда он узнал или должен был узнать об этом факте.
Аналогичные выводы содержатся в Постановлениях Президиума ВАС РФ от 13.04.2010 г. N 17372/09, от 08.11.2006 г. N 6219/06, Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 г. N 5.
В НК РФ не определено, с какого момента налогоплательщик считается узнавшим о наличии у него переплаты.
ФАС Московского округа в Постановлении от 24.02.2011 N КА-А40/203-11, рассматривая вопрос о том, с какого момента начинается отсчет трех лет, пришел к выводу, что момент следует исчислять с даты составления акта сверки расчетов по налогам.
Таким образом, для возврата переплаты НДС рекомендуем Обществу обратиться с заявлением в арбитражный суд, ссылаясь на тот факт, что о переплате Обществу стало известно только после акта сверки с налоговым органом.

Аудиторская компания "МКПЦН"