САЛЬДО.ру - скорая помощь бухгалтеруНастройки: 10:2620-04-2024
Суббота

 
Эксперты компании "Гарант"
Материал предоставлен компанией "СК Гарант-Столица"

ПРАВОВОЙ КОНСАЛТИНГ ОТ ЭКСПЕРТОВ КОМПАНИИ "ГАРАНТ" (выпуск N 113)

В организации налоговый орган провел выездную налоговую проверку. Общий срок проведения проверки составил 90 календарных дней, при этом общий срок приостановлений составил 34 дня в связи с истребованием документов (информации) в соответствии с п. 1 ст. 93.1 НК РФ. На время приостановлений проверки первичные документы организации не возвращались.
Является ли тот факт, что налоговый орган не может доказать факта отправки писем во исполнение решения о приостановлении выездной проверки на 14 дней, основанием считать, что сроки или процедура проведения проверки были нарушены? Можно ли в этой связи зачесть 14 календарных дней в срок выездной налоговой проверки и на основании превышения двухмесячного срока проверки отменить все решения о привлечении к налоговой ответственности по итогам выездной налоговой проверки?

В соответствии с п. 6 ст. 89 НК РФ срок проведения выездной налоговой проверки не может превышать двух месяцев. Этот срок может быть продлен до 4 месяцев, а в исключительных случаях - до 6 месяцев. В соответствии с п. 8 ст. 89 НК РФ срок проведения выездной налоговой проверки исчисляется со дня вынесения решения о назначении проверки и до дня составления справки о проведенной проверке.
Порядок приостановления проведения выездной налоговой проверки и перечень оснований для приостановления установлены в п. 9 ст. 89 НК РФ. Данный перечень является закрытым. По смыслу положений ст. 89 НК РФ в срок выездной проверки не включаются периоды, в течение которых проверка приостанавливалась (смотрите, например, определение ВАС РФ от 02.04.2012 N ВАС-3072/12 постановления ФАС Северо-Западного округа от 10.11.2011 N Ф07-9253/11, ФАС Западно-Сибирского округа от 03.07.2008 N Ф04-4190/2008(7799-А45-31)). В рассматриваемой ситуации общий срок приостановлений составил 34 дня в связи с истребованием документов (информации) в соответствии с п. 1 ст. 93.1 НК РФ. Налоговое законодательство не запрещает приостанавливать выездную налоговую проверку более одного раза, однако приостановление проверки для истребования документов в соответствии с п. 1 ст. 93.1 НК РФ допускается не более одного раза по каждому лицу, у которого истребуются документы. Кроме того, общий срок приостановления проверки не может превышать шести месяцев (п. 9 ст. 89 НК РФ).
Приостановление и возобновление проведения выездной налоговой проверки оформляются соответствующим решением руководителя (заместителя руководителя) налогового органа, проводящего указанную проверку. Формы решений утверждены приказом ФНС России от 06.03.2007 N ММ-3-06/106@. Налоговые органы обязаны ознакомить с этими решениями руководителя организации. В решении о приостановлении проведения выездной налоговой проверки указывается, в связи с чем приостанавливается проверка. Если проверка приостановлена для истребования документов (информации) на основании п. 1 ст. 93.1 НК РФ, указывается контрагент или иное лицо, которому направлен запрос. Однако в форме решения о возобновлении проведения выездной налоговой проверки указания информации о результатах истребования документов не предусмотрено.
По нашему мнению, то обстоятельство, что налоговый орган не может доказать факта отправки писем во исполнение решения о приостановлении выездной проверки на 14 дней, само по себе не может рассматриваться как нарушение сроков или процедуры проведения проверки.
По мнению ряда арбитражных судов, невозврат на момент приостановления проверки подлинных документов не влечет безусловного признания решения налогового органа недействительным (смотрите, например, постановление ФАС Центрального округа от 10.06.2010 по делу N А54-1814/2009-С8).
Однако суды нередко встают на сторону налогоплательщика, если будет доказано, что приостановление выездной налоговой проверки необоснованно затянуто, что, в свою очередь, приводит к нарушению прав и законных интересов налогоплательщика, который в течение длительного периода времени лишен первичных документов (смотрите, например, постановление ФАС Центрального округа от 30.05.2008 N А68-4529/07-231/18, оставленное в силе определением ВАС РФ от 27.08.2008 N 10607/08). В связи с этим полагаем, что, если будет доказан факт ненаправления налоговым органом запросов в адрес контрагентов (иных лиц), указанных в решении о приостановлении проверки (например, свидетельскими показаниями руководителей, ответственных работников этих организаций), приостановление проверки может быть признано необоснованным и, соответственно, проверка - проведенной с нарушением установленного НК РФ срока. Однако такое решение может принять только суд с учетом всех обстоятельств дела.
В постановлении ФАС Московского округа от 13.01.2011 N Ф05-15468/2010, суд указал, что поскольку доказательств извещения налогоплательщика о приостановлении проверки не представлено, то налоговым органом нарушен срок проведения выездной налоговой проверки.
Таким образом, вопрос о возможности отмены решения налогового органа о привлечении налогоплательщика к ответственности, принятого по результатам выездной налоговой проверки, в связи с нарушением сроков проведения проверки будет решаться судом исходя из конкретных обстоятельств дела.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ Медведь Светлана

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ Барсегян Артем

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.

В каком случае работодатель обязан проводить аттестацию рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Аттестацию рабочих мест по условиям труда обязаны проводить все работодатели, за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями.

Обоснование вывода:
Согласно ст. 209 ТК РФ аттестация рабочих мест по условиям труда - это оценка условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных или опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда.
Исходя из смысла части второй ст. 212 ТК РФ проводить аттестацию рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда обязаны все без исключения работодатели.
Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда утверждён приказом Минздравсоцразвития России от 26.04.2011 N 342н (далее - Порядок).
Требования Порядка распространяются на работодателей - юридических и физических лиц (за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями), а также на организации, оказывающие услуги по проведению аттестации рабочих мест независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности (п. 1 Порядка).
В силу п. 4 Порядка аттестации подлежат все рабочие места работодателя.
Периодичность проведения аттестации установлена п. 8 Порядка. Каждое рабочее место должно аттестовываться не реже одного раза в пять лет. Аттестация вновь организованных рабочих мест должна быть начата не позднее чем через 60 рабочих дней после ввода их в эксплуатацию.
Работодатель, который не провел аттестацию рабочих мест, может быть привлечён к административной ответственности по ст. 5.27 КоАП РФ.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ Соловьев Олег

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ Александров Алексей

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.