САЛЬДО.ру - скорая помощь бухгалтеруНастройки: 22:1118-04-2024
Четверг

 
Журнал "Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения"
ООО "Издательство Аюдар ПРЕСС"

Новости от журнала "Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения" N 17, 2012

Налог на прибыль

О лизинговых сделках и поручительстве
Письмо Минфина России от 27.07.2012 N 03 03 06/1/365
Минфин разъяснил, что затраты в виде платы за предоставление поручительства, приобретаемого в целях обеспечения выполнения обязательств по договору лизинга, могут учитываться в расходах для целей налогообложения прибыли организаций при условии соответствия их критериям, установленным ст. 252 НК РФ. Расходы признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они возникают исходя из условий сделок. В случае если сделка не содержит таких условий и связь между доходами и расходами не может быть определена четко или определяется косвенным путем, расходы распределяются налогоплательщиком самостоятельно.
Таким образом, по мнению финансистов, расходы в виде платы за предоставление поручительства, приобретаемого в целях обеспечения выполнения обязательств по договору лизинга, необходимо учитывать равномерно в течение срока, на который оно приобретается.

О расходах на обновление программы для ЭВМ
Письмо Минфина России от 19.07.2012 N 03 03 06/1/346
Чиновниками разъяснено, что затраты на обновление программы для ЭВМ, исключительное право пользования которой принадлежит ЗАО, могут учитываться в расходах для целей налогообложения прибыли организаций на основании пп. 26 п. 1 ст. 264 НК РФ.

О расходах в виде платы за нотариальное оформление сверх тарифов
Письмо Минфина России от 25.07.2012 N 03 03 06/1/360
Как учесть для целей исчисления налога на прибыль разницу между установленным тарифом государственного нотариуса и тарифом частного нотариуса? Иногда возникают сложности в обращении к государственным нотариусам, а нотариальные действия в различных ситуациях являются обязанностью, которую ОАО выполняет в соответствии с законодательством РФ.
На этот вопрос Минфин отвечает, что при совершении действий, для которых законодательством РФ предусмотрена обязательная нотариальная форма, размеры тарифа не должны превышать размеры государственных пошлин, утвержденные ст. 333.24 НК РФ. Кроме того, в соответствии с п. 39 ст. 270 НК РФ расходы в виде платы государственному и (или) частному нотариусу за нотариальное оформление сверх тарифов, утвержденных в установленном порядке, для целей налогообложения не учитываются.

Налог на добавленную стоимость

Ставка 0% при экспорте товаров, по которым выявлены потери при транспортировке
Письмо Минфина России от 09.08.2012 N 03 07 08/244
Минфин сообщает, что при экспорте товаров, по которым выявлены потери при транспортировке, нулевая ставка НДС применяется в отношении стоимости товаров, фактически вывезенных с территории РФ в таможенной процедуре экспорта, в количестве, отраженном в таможенной декларации. При этом на основании п. 2 ст. 171 НК РФ суммы НДС, предъявленные поставщиками товаров (работ, услуг), используемых при производстве и (или) реализации экспортируемых товаров, подлежат вычету при соблюдении условий, установленных п. 3 ст. 172 и пп. 2 п. 7 ст. 254 НК РФ.
Чиновники говорят о том, что суммы НДС, относящиеся к потерям при транспортировке товарно-материальных ценностей, принимаются к вычету в пределах норм естественной убыли.
Кроме того, напоминая о том, что нулевая ставка НДС для услуг по транспортировке экспортируемых товаров применяется в случаях, предусмотренных п. 1 ст. 164 НК РФ, при представлении в налоговые органы соответствующих документов (ст. 165 НК РФ), они разъясняют, что применение ставки 0% нормами Налогового кодекса не ставится в зависимость от наличия или отсутствия потерь товаров в процессе транспортировки.

О корректировочном счете-фактуре
Письмо Минфина России от 08.08.2012 N 03 07 05/102
Корректировочный счет-фактура не составляется, если в первоначальном счете-фактуре допущена техническая ошибка. В этом случае в первоначальный счет-фактуру вносятся исправления.

Налог на доходы физических лиц

О предоставлении имущественного налогового вычета
Письмо ФНС России от 23.07.2012 N ЕД-4-3/12132@
ФНС разъясняет, что оснований для получения супругой остатка имущественного вычета по НДФЛ, заявленного супругом, в случае его смерти не имеется. Дело в том, что налоговое законодательство четко указывает на права и обязанности исключительно самого налогоплательщика . физического лица, не передавая их его правопреемникам (в том числе наследникам), кроме задолженности по имущественным налогам.
При приобретении жилья в общую долевую собственность размер вычета распределяется между совладельцами согласно их долям. Соответственно, каждый из них может воспользоваться вычетом только исходя из своей доли в имуществе.
Налоговая служба делает вывод: если один супруг частично реализовал свое право на вычет, оснований для получения его остатка у второго нет. Дело в том, что передача одному из супругов права другого на вычет (в том числе в случае его смерти) НК РФ не предусмотрена.

Возвращаем излишне удержанный и уплаченный в бюджет налог
Письмо Минфина России от 09.08.2012 N 03 04 06/6-229
Чиновники разъясняют процедуру возврата налоговому агенту суммы НДФЛ, перечисленной в бюджетную систему РФ, говоря о том, что для возврата переплаты по налогу организация должна подать в инспекцию выписку из налогового регистра по НДФЛ, а также документы, подтверждающие факт излишнего удержания и перечисления суммы налога.

Доход от продажи имущества по договору комиссии
Письмо ФНС России от 01.08.2012 N ЕД-4-3/12769@
Организация заключила с гражданином соглашение, в котором она выступает комиссионером. Нужно ли удерживать НДФЛ при продаже имущества по договору комиссии? Указывая на нормы ст. 228 НК РФ, налоговики разъясняют, что физические лица, получающие доход от продажи имущества, принадлежащего им на праве собственности, обязаны самостоятельно исчислить НДФЛ с таких доходов, представить в налоговый орган по месту своего учета налоговую декларацию и в установленные сроки уплатить исчисленный налог. В соответствии с п. 1 ст. 990 ГК РФ по договору комиссии одна сторона (комиссионер) обязуется по поручению другой стороны (комитента) за вознаграждение совершить одну или несколько сделок от своего имени, но за счет комитента. Пунктом 1 ст. 996 ГК РФ определено, что вещи, поступившие к комиссионеру от комитента, являются собственностью последнего.
Таким образом, при выполнении поручения комитента комиссионер осуществляет продажу переданного на комиссию имущества комитента. Соответственно, суммы, полученные комиссионером при продаже имущества и переданные комитенту, представляют собой доход комитента от продажи имущества. Соответственно, при получении физическими лицами от организации (индивидуального предпринимателя) доходов от продажи имущества по договорам как купли-продажи, так и комиссии организация (индивидуальный предприниматель) не признается налоговым агентом.
В данном случае физические лица, осуществляющие продажу принадлежащего им имущества через организацию (индивидуального предпринимателя), самостоятельно осуществляют исчисление и уплату НДФЛ.
Данная позиция согласована с Минфином.

Специальные налоговые режимы

Распределяем численность работников
Письмо Минфина России от 26.07.2012 N 03 11 06/3/55
Чиновники разъясняют, в каком порядке распределяется численность работников по виду деятельности, переведенному на уплату ЕНВД, и по виду деятельности, подлежащему обложению налогом, уплачиваемым в связи с применением УСНО, причем одни и те же сотрудники задействованы в двух видах деятельности, их разделение по видам деятельности невозможно.
Минфин говорит о том, что при осуществлении нескольких видов предпринимательской деятельности, по одному из которых уплачивается ЕНВД, следует учитывать норму п. 7 ст. 346.26 НК РФ, которой предписано вести раздельный учет имущества, обязательств и хозяйственных операций в отношении видов деятельности, облагаемых в рамках разных режимов налогообложения.

Текст письма и комментарий к нему читайте в журнале ²Акты и комментарии для бухгалтера⌡, N 17, 2012.

Налогообложение услуг по временному размещению и проживанию граждан
Письмо Минфина России от 25.07.2012 N 03 11 06/3/54
Если многоквартирный дом используется как объект гостиничного типа и его общая площадь, предназначенная для временного размещения и проживания людей, не превышает 500 кв. м, то в отношении предпринимательской деятельности в сфере оказания услуг по временному размещению и проживанию организация может быть признана плательщиком ЕНВД для отдельных видов деятельности.

Внешнеэкономическая деятельность

Об изменениях в статье 15.25 КоАП РФ
Федеральный закон от 28.07.2012 N 140-ФЗ
В рамках совершенствования валютного законодательства РФ и валютного контроля внесены изменения в КоАП РФ. С 29 октября 2012 года будут действовать новые административные штрафы за нарушение сроков и формы сообщений об открытии (о закрытии) счетов в зарубежных банках. Статьей 15.25 КоАП РФ установлены, в частности, наказания за нарушение порядка открытия счетов (вкладов) в банках, расположенных за пределами территории РФ.
Нормы валютного законодательства в РФ регулирует Федеральный закон от 10.12.2003 N 173-ФЗ ²О валютном регулировании и валютном контроле⌡. Согласно п. 2 ст. 12 данного закона резиденты обязаны уведомлять налоговые органы по месту своего учета об открытии (о закрытии) счетов (вкладов) и изменении их реквизитов не позднее одного месяца со дня открытия (закрытия) или изменения реквизитов таких счетов (вкладов) в банках, расположенных за пределами территории РФ, по форме, утвержденной Приказом ФНС России от 21.09.2010 N ММВ-7-6/457@ ²Об утверждении форм уведомлений об открытии (о закрытии), об изменении реквизитов счета (вклада) в банке, расположенном за пределами территории Российской Федерации, и о наличии счета в банке за пределами территории Российской Федерации⌡.
Теперь в ст. 15.25 КоАП РФ конкретизировано, что под нарушением порядка, предусмотренного данной нормой, в том числе в отношении открытия счетов (вкладов), понимаются два нарушения: представление резидентом соответствующего уведомления в налоговый орган с нарушением определенного срока и (или) не по установленной форме.
Кроме того, в ст. 15.25 КоАП РФ введена новая ч. 2.1 на тот случай, когда резидент вообще не сообщает об открытии (о закрытии) счета (вклада) или изменении реквизитов счета (вклада) в банке, расположенном за пределами территории РФ. Теперь Кодекс об административных правонарушениях будет расценивать данное событие как особо злостное нарушение.
Федеральным законом N 140-ФЗ предусмотрено, что он вступает в силу по истечении 90 дней со дня его официального опубликования. Он опубликован на портале www.pravo.gov.ru 30.07.2012.

Текст закона и комментарий к нему читайте в журнале ²Акты и комментарии для бухгалтера⌡, N 17, 2012.

Налоговое администрирование

О сроках рассмотрения апелляционной жалобы
Письмо Минфина России от 19.07.2012 N 03 02 07/1-180
Предусмотрена ли ответственность должностных лиц налогового органа за несоблюдение срока принятия решения по апелляционной жалобе?
Пунктом 3 ст. 140 НК РФ предусмотрен срок, в течение которого вышестоящий налоговый орган принимает решение по результатам рассмотрения апелляционной жалобы, . один месяц со дня получения такой жалобы. Указанный срок может быть продлен руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, рассматривающего жалобу, но не более чем на 15 дней. Законодательство о налогах и сборах не устанавливает последствий несоблюдения налоговым органом срока принятия решения по жалобе. Минфин разъясняет, что нарушение срока рассмотрения апелляционной жалобы не препятствует налоговому органу ее рассмотреть и не влечет недействительности решения, принятого по результатам такого рассмотрения, поскольку указанное решение не возлагает на лицо, подавшее жалобу, дополнительных обязанностей, не влечет ущемления его прав и законных интересов, не создает препятствий для осуществления им предпринимательской и иной экономической деятельности, не нарушает его имущественных прав. Данный вывод подтвержден высшими арбитрами (Постановление Президиума ВАС РФ от 01.02.2011 N 13065/10).

Об истребовании документов
Письмо Минфина России от 18.07.2012 N 03 02 08/58
Положениями ст. 93.1 НК РФ регламентирован порядок истребования документов (информации) у контрагента, участников сделки или иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), или сведениями о конкретной сделке. Пункт 1 ст. 93.1 НК РФ не содержит ограничений относительно круга лиц, понимаемых под иными лицами, определяя их по признаку наличия документов (информации), касающихся деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), или сведений о конкретной сделке.
Чиновники пояснили, что налоговый орган вправе истребовать у работника, располагающего документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика, или сведениями о конкретной сделке, такие документы (информацию).

Текст письма и комментарий к нему читайте в журнале ²Акты и комментарии для бухгалтера⌡, N 17, 2012.

На заметку

О вступлении России в ВТО
Протокол от 16.12.2011 ²О присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15.04.1994⌡, ратифицированный Федеральным законом от 21.07.2012 N 126-ФЗ
22 августа 2012 года Россия стала полноправным членом ВТО. Начали действовать нормативные правовые акты, вступление в силу которых было отложено до этого момента. Большинство из них касается таможенного законодательства. Некоторые документы вносят изменения в иные отрасли российского законодательства. Действие ряда других актов будет частично ограничено.

Изменения в Положение о патентных и иных пошлинах
Постановление Правительства РФ от 15.09.2011 N 781
Данным документом внесены изменения в Положение о патентных и иных пошлинах за совершение юридически значимых действий, связанных с патентом на изобретение, полезную модель, промышленный образец, с государственной регистрацией товарного знака и знака обслуживания, с государственной регистрацией и предоставлением исключительного права на наименование места происхождения товара, а также с государственной регистрацией перехода исключительных прав к другим лицам и договоров о распоряжении этими правами
(утверждено Постановлением Правительства РФ от 10.12.2008 N 941).
Постановление отменило разделение на резидентов и нерезидентов в целях уплаты патентных и иных пошлин (ранее положением было установлено, что нерезиденты уплачивают многие пошлины в большем размере, нежели резиденты), установило единый для любых заявителей размер патентных и иных пошлин за совершение юридически значимых действий, связанных с патентом на изобретение, полезную модель, промышленный образец, с госрегистрацией товарного знака и знака обслуживания, с госрегистрацией и предоставлением исключительного права на наименование места происхождения товара, а также с госрегистрацией перехода исключительных прав к другим лицам и договоров о распоряжении этими правами.
Постановление устанавливает льготы для заявителей, подающих заявки в электронном виде (на 15% уменьшается размер пошлин за регистрацию заявок), а также для тех субъектов малого предпринимательства, которые соответствуют критериям, предусмотренным Федеральным законом от 24.07.2007 N 209-ФЗ ²О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации⌡.

О господдержке сельского хозяйства
Соглашение ²О единых правилах государственной поддержки сельского хозяйства⌡
С 22 августа 2012 года на Россию не распространяются правила данного соглашения об ограничении мер, направленных на поддержку сельского хозяйства государствами . членами Таможенного союза. Вместо этого будут применяться ограничения, установленные Протоколом о присоединении к ВТО.

Изменения, внесенные в Закон об обращении лекарственных средств
Федеральный закон от 11.10.2010 N 271-ФЗ
22 августа введены в действие положения ч. 6 ст. 18 Федерального закона от 12.04.2010 N 61-ФЗ ²Об обращении лекарственных средств⌡. Данная норма закрепляет правило о сроке защиты информации, представленной заявителем для государственной регистрации лекарственных препаратов. В отношении подобной информации устанавливается запрет на получение, разглашение, использование в коммерческих целях и в целях государственной регистрации лекарственных препаратов в течение шести лет с даты такой регистрации.
Указанными нормами введен запрет на обращение лекарственных средств, зарегистрированных с нарушением правил защиты информации, представленной заявителем для госрегистрации лекарственных препаратов. Нарушители данных правил будут привлекаться к ответственности согласно российскому законодательству (ст. 13.14 КоАП РФ и др.).