САЛЬДО.ру - скорая помощь бухгалтеруНастройки: 10:3826-04-2024
Пятница

 
А. Гусев
Материал предоставлен журналом "Бюджетные организации: акты и комментарии для бухгалтера"

Комментарий к Письму Минфина РФ от 02.07.2012 N 02-11-08/2467

Бюджетные учреждения при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг обязаны руководствоваться нормами Закона о размещении заказов.
В соответствии с требованиями Закона о размещении заказов государственный контракт по результатам торгов заключается на условиях, указанных в извещении о проведении торгов и документации о торгах, по цене, предложенной победителем торгов.
Напомним, что под государственным или муниципальным контрактом понимается договор, заключенный заказчиком от имени РФ, субъекта РФ или муниципального образования в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд. Под гражданско-правовым договором бюджетного учреждения на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг понимается договор, заключаемый от имени бюджетного учреждения (ч. 1 ст. 9 Закона о размещении заказов).
В соответствии с ч. 4.1 ст. 9 Закона о размещении заказов цена государственного или муниципального контракта является твердой и не может изменяться в ходе его исполнения, за исключением случаев заключения контракта на основании п. 2.1 ч. 2 ст. 55 Закона о размещении заказов, а также случаев, установленных ч. 4.2, 6, 6.2 - 6.4 ст. 9 Закона о размещении заказов.
Установленная в контракте стоимость оплаты выполнения работ является обязательством заказчика оплатить контракт в установленном размере при надлежащем его исполнении. Контракт заключается и оплачивается заказчиком по цене победителя торгов вне зависимости от применения системы налогообложения у победителя. Таким образом, учитывая положения ст. 9 Закона о размещении заказов о неизменности условий заключенного контракта, расчеты по нему осуществляются в соответствии с его условиями. При этом заказчик, обладающий сведениями о том, что операции подрядчика не облагаются НДС, вправе довести данные о произведенной оплате по государственному контракту до сведения соответствующего налогового органа.
В комментируемом письме Минфин разъясняет вопрос о порядке оформления и изменения сметы, входящей в государственный контракт на выполнение работ по текущему и капитальному ремонту зданий, при заключении государственного контракта с подрядчиком, операции по реализации товаров, работ, услуг которого не облагаются НДС, в частности, с подрядчиком, применяющим УСН. В частности, отмечено, что сумма налога на добавленную стоимость является прибылью победителя торгов, не являющегося плательщиком такого налога. Таким образом, при оплате товаров (работ, услуг) в рамках договора, заключенного с победителем размещения заказа, в том числе являющимся налогоплательщиком, применяющим УСН, уменьшение цены контракта на сумму НДС не производится и поставленные товары (выполненные работы, оказанные услуги) оплачиваются по цене, указанной в контракте.
Вместе с тем в соответствии с ч. 4.1 ст. 9 Закона о размещении заказов цена контракта может быть снижена по соглашению сторон без изменения предусмотренных контрактом количества товаров, объема работ, услуг и иных условий исполнения контракта, в том числе на сумму налога на добавленную стоимость.
Согласно ч. 1 ст. 6 Закона о размещении заказов определение начальной (максимальной) цены государственного или муниципального контракта осуществляется заказчиком. Цена такого контракта не может превышать начальную (максимальную) цену, установленную в документации.
В соответствии со ст. 19.1 Закона о размещении заказов бюджетное учреждение обязано указывать в конкурсной документации, документации об аукционе (в том числе в документации об открытом аукционе в электронной форме), извещении о проведении запроса котировок обоснование начальной (максимальной) цены контракта (цены лота). Указанное обоснование должно содержать полученную информацию или расчеты и использованные источники информации о ценах на товары, работы, услуги, в том числе путем указания соответствующих сайтов в сети Интернет или иных источников.
Источниками информации о ценах на товары, работы, услуги, являющиеся предметом заказа, могут быть:
- данные государственной статистической отчетности;
- официальный сайт, реестр контрактов;
- информация о ценах производителей;
- общедоступные результаты изучения рынка;
- исследования рынка, проведенные по инициативе заказчика (уполномоченного органа), в том числе по контракту или гражданско-правовому договору;
- иные источники информации.
Кроме того, учреждение вправе осуществить свои расчеты начальной (максимальной) цены контракта (цены лота).

Обратите внимание
Обоснование начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) должно являться составной частью конкурсной документации (документации об аукционе) (ч. 2 ст. 19.1 Закона о размещении заказов).

Цена строительных работ определяется на основании сметы (ст. 743 ГК РФ). Смета представляет собой перечень работ с указанием их стоимости и единиц измерения объемов работ. При проведении текущего ремонта смета составляется по форме, приведенной в приложении 2 к МДС 81-35.2004, а в случае проведения капитального ремонта, кроме локальной сметы, должен быть составлен и сводный сметный расчет по форме, приведенной в том же приложении. Учреждение вправе вносить изменения в техническую документацию при условии, что вызываемые этим дополнительные работы по стоимости не превышают 10% указанной в смете общей стоимости строительства и не меняют характера предусмотренных в договоре строительного подряда работ (ч. 1 ст. 744 ГК РФ). Внесение в техническую документацию изменений в большем объеме осуществляется на основе согласованной сторонами дополнительной сметы.
При размещении заказа на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства начальная (максимальная) цена контракта определяется на весь срок выполнения таких работ исходя из их цены в течение соответствующих лет планируемого периода исполнения контракта (ч. 7.2 ст. 9 Закона о размещении заказов).
По мнению Минрегиона начальная (максимальная) цена конкурса (аукциона) может быть определена базисно-индексным способом с применением индексов изменения сметной стоимости, ежеквартально сообщаемых Минрегионом, действовавших на момент объявления торгов и прогнозных индексов-дефляторов, устанавливаемых Минэкономразвития. Прогнозные индексы-дефляторы рекомендуется применять с учетом объемов работ, определенных в соответствии с проектом организации строительства (календарным планом работ) (письма Минрегиона РФ от 20.10.2010 N 11252-08/ИП-ОГ, от 04.06.2010 N 23179-ИП/08 и от 07.05.2009 N 13786-ИМ/08). Напомним, что базисно-индексный метод определения стоимости строительства основан на использовании системы текущих и прогнозных индексов по отношению к стоимости, определенной в базисном уровне цен (п. 3.30 МДС 81-35.2004). В настоящее время используется базисный уровень цен 2001 года.
Вместе с тем при использовании данного метода учреждению следует учитывать, что цена договора является окончательной, индексации не подлежит, включает в себя стоимость всех необходимых материалов, работ, а также все расходы, связанные с доставкой и разгрузкой материалов, расходы по страхованию объекта, расходы по охране, уборке и вывозу строительного мусора, стоимость монтажа, расходы на подводку и подключение инженерных сетей и коммуникаций, налоги (в том числе НДС), таможенные пошлины и другие платежи, а также все другие расходы, связанные с исполнением договора. Причем понятие окончательной цены включает в себя невозможность ее изменения, как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения без предусмотренных договором оснований. И, если например, фактический индекс-дефлятор окажется меньше прогнозного, оснований для уменьшения общей цены контракта нет. К такому выводу пришли арбитры в Постановление ФАС Уральского округа от 26.04.2011 N Ф09-1336/11-С2.

* * *

По мнению Минфина, при заключении государственного контракта с победителем процедуры размещения заказа, применяющим упрощенную систему налогообложения, по согласованию с ним государственный заказчик вправе внести изменения в сводный сметный расчет стоимости строительства в пределах определенной по результатам торгов твердой цены государственного контракта, указав в предусматриваемой за итогом сводного сметного расчета графе "Сумма налога на добавленную стоимость" "Без НДС".
Указанное условие сводного сметного расчета стоимости строительства в дальнейшем будет отражено в оправдательных документах о проведенных хозяйственных операциях (акте о приемке выполненных работ по форме N КС-2, справке о стоимости выполненных работ и затрат по форме N КС-3, в которых указываются в том числе сметная (договорная) стоимость выполненных работ, их наименование и объем).
В данном случае подрядчик в соответствии с правилами заполнения счета-фактуры, применяемого при расчетах по налогу на добавленную стоимость, форма которого утверждена Постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 N 1137, должен будет оформить счет-фактуру с внесением в графы 7 и 8 записи "Без НДС".