САЛЬДО.ру - скорая помощь бухгалтеруНастройки: 15:3028-03-2024
Четверг

 
Эксперты компании "Гарант"
Материал предоставлен компанией "СК Гарант-Столица"

ПРАВОВОЙ КОНСАЛТИНГ ОТ ЭКСПЕРТОВ КОМПАНИИ "ГАРАНТ" (выпуск N 124)

Организация имеет 5 обособленных подразделений. С 01.01.2012 счета-фактуры выставлялись со следующей нумерацией: индекс обособленного подразделения, далее - через "/" порядковый номер. То есть на сегодняшний день хронология соблюдается по каждому обособленному подразделению отдельно, а в целом по организации хронология не соблюдается. Индекс стоит перед номером, а не после него, как этого требует п. 1 Приложения N 1 к постановлению Правительства РФ от 26.12.2011 N 1137. Счета-фактуры, выставленные обособленными подразделениями в установленные гл. 21 НК РФ сроки, регистрируются головной организацией в журнале учета полученных и выставленных счетов-фактур и в книге продаж в налоговом периоде их выставления.
Является ли несоблюдение хронологии и формата в нумерации счетов-фактур нарушением законодательства? Если да, то какая ответственность предусмотрена?
Имеет ли право налоговая инспекция отказать покупателям в вычете по НДС, принятому на основании таких счетов-фактур?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Несоблюдение хронологии и формата в нумерации счетов-фактур не влечет наложение на организацию-продавца штрафных санкций, предусмотренных ст. 120 НК РФ и ст. 122 НК РФ.
Данные нарушения также не являются основанием для отказа организации-покупателю в вычете НДС. Однако в таком случае возможен риск налоговых споров.

Обоснование вывода:
В настоящее время порядок составления налогоплательщиками счетов-фактур регламентируется положениями ст. 169 НК РФ и постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 N 1137 "О формах и правилах заполнения (ведения) документов, применяемых при расчетах по налогу на добавленную стоимость" (далее - Постановление N 1137).
Так, п.п. 5, 5.1 и 5.2 ст. 169 НК РФ указывают, что в счетах-фактурах должен быть указан, в частности, их порядковый номер.
Подпункт "а" п. 1 Правил заполнения счета-фактуры, применяемого при расчетах по налогу на добавленную стоимость (приложение N 1 к Постановлению N 1137), предусматривает, что в случае, если организация реализует товары (работы, услуги), имущественные права через обособленные подразделения, при составлении такими обособленными подразделениями счетов-фактур порядковый номер счета-фактуры через разделительную черту дополняется цифровым индексом обособленного подразделения, установленным организацией в приказе об учетной политике для целей налогообложения.
Кроме того, Постановлением N 1137 закреплен хронологический порядок регистрации счетов-фактур в журнале учета полученных и выставленных счетов-фактур, а также в книге продаж.
Других требований ни НК РФ, ни Постановление N 1137 не содержат.
Осуществляемая Вашей организацией нумерация счетов-фактур не соответствует порядку, изложенному в Постановлении N 1137.
Следует отметить, что штрафные санкции за нарушение нумерации выставленных счетов-фактур налоговым законодательством не установлены.
Ответственность, предусмотренная ст. 120 НК РФ за грубое нарушение правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения, в данном случае не применяется, так как под грубым нарушением правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения понимается, в частности, отсутствие счетов-фактур. Учитывая, что счета-фактуры Вашей организацией выставляются, основания для привлечения к ответственности по ст. 120 НК РФ отсутствуют. Аналогичное мнение нашло отражение как в разъяснениях налоговых органов (смотрите, например, информацию Управления ФНС России по Челябинской области от 30.11.2011), так и в судебных решениях (смотрите, например, постановлении ФАС Северо-Западного округа от 11.10.2004 N А56-6325/04, решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 06.07.2007 N А56-2289/2007).
И хотя выводы налоговиков и судей относились к периоду действия постановления Правительства РФ от 02.12.2000 N 914, мы полагаем, что они применимы и в настоящее время.
Также в вашей организации не соблюдается хронологическая последовательность в нумерации выставленных счетов-фактур в целом по организации.
В то же время, головная организация регистрирует в журнале учета полученных и выставленных счетов-фактур и в книге продаж счета-фактуры, выставленные обособленными подразделениями в установленные гл. 21 НК РФ сроки, в налоговом периоде их выставления. Следовательно, в таком случае не имеет места неполная уплата налога по итогам налогового периода. Поэтому для применения штрафных санкций, предусмотренных ст. 122 НК РФ, оснований не имеется.
Главой 15 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность должностных лиц и юридических лиц за правонарушения в области финансов, налогов и сборов, страхования, рынка ценных бумаг.
Так, согласно ст. 15.11 КоАП РФ грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности, а равно порядка и сроков хранения учетных документов влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей. При этом под грубым нарушением правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности понимается:
- искажение сумм начисленных налогов и сборов не менее чем на 10 процентов;
- искажение любой статьи (строки) формы бухгалтерской отчетности не менее чем на 10%.
Поскольку нарушение правил нумерации счетов-фактур и несоблюдение хронологии выставленных счетов-фактур в целом по организации не является нарушением, указанном в ст. 15.11 КоАП РФ (не приводит в рассматриваемом случае к последствиям, указанным в ней), к должностным лицам организации не могут быть применены санкции, указанные в данной статье.
В части возможных налоговых последствий у покупателя сообщаем.
Абзац 2 п. 2 ст. 169 НК РФ устанавливает, что ошибки в счетах-фактурах и корректировочных счетах-фактурах, не препятствующие налоговым органам при проведении налоговой проверки идентифицировать продавца, покупателя товаров (работ, услуг), имущественных прав, наименование товаров (работ, услуг), имущественных прав, их стоимость, а также налоговую ставку и сумму налога, предъявленную покупателю, не являются основанием для отказа в принятии к вычету сумм налога.
Специалисты Минфина России неоднократно признавали, что ошибки в порядковых номерах счетов-фактур не являются основанием для отказа в принятии сумм НДС к вычету (письма Минфина России от 22.05.2012 N 03-07-09/59, от 15.05.2012 N 03-07-09/53, от 15.05.2012 N 03-07-09/52).
Многочисленная арбитражная практика также свидетельствует, что ошибки в нумерации счетов-фактур, допущенные продавцом, не влияют на реализацию покупателем права на вычет НДС.
Например, в постановлении ФАС Уральского округа от 28.12.2011 N Ф09-8650/11 указывает, что такие обстоятельства, как неисполнение налоговых обязанностей поставщиком, недостатки в оформлении счетов-фактур (отсутствие хронологической последовательности в нумерации в ряде счетов-фактур), не опровергают реальности хозяйственных операций и не свидетельствуют о недобросовестности налогоплательщика и получении им необоснованной налоговой выгоды.
В постановлении ФАС Московского округа от 24.06.2008 N КА-А40/4542-08 судьи пришли к выводу, что ошибки в нумерации счетов-фактур не могут служить основанием для отказа в вычете НДС, так как НК РФ содержатся только требования к наличию номера, но не к порядку нумерации.
В постановлении Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.04.2009 N 17АП-1981/09 суд отклонил доводы инспекции о нарушении хронологии в присвоении счетам-фактурам порядковых номеров, поскольку указанные обстоятельства не являются основанием для отказа в получении налогового вычета, а могут лишь свидетельствовать о нарушении налогоплательщиком правил ведения бухгалтерского учета.
В решении Арбитражного суда Хабаровского края от 08.05.2009 N А73-7896/2008 отмечается, что нарушение поставщиком хронологии нумерации предъявленных покупателю счетов-фактур также не лишает покупателя права на возмещение НДС (смотрите также постановления ФАС Северо-Западного округа от 18.08.2005 N А05-2344/2005-10, ФАС Волго-Вятского округа от 13.01.2005 N А28-9751/2004-433/11).
Однако в постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 06.08.2008 N Ф04-3982/2008(7452-А75-40) судьи заняли противоположную позицию, поддержав выводы работников налогового органа. Данные выводы были связаны не только с нарушением порядка хронологии при составлении счетов-фактур, но также с учетом отсутствия периода оказания услуг, отсутствия государственных номеров автомашин и т.п. На основании изложенного судьи посчитали недоказанным факт реальности оказания автотранспортных услуг.
Большое количество пусть и преимущественно положительной для налогоплательщиков арбитражной практики, на наш взгляд, свидетельствует о возможных претензиях проверяющих к Вашим покупателям.
К сожалению, арбитражной практикой, касающейся нумерации счетов-фактур в периоде действия Постановления N 1137, мы не располагаем.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ аудитор Завьялов Кирилл

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ профессиональный бухгалтер Мягкова Светлана

----------------------------

Организация (арендатор) применяет общую систему налогообложения (метод начисления). По договору аренды нежилых помещений, заключенному по результатам аукциона, на организацию возложена обязанность застраховать в пользу арендодателя риски гибели и повреждения арендуемых объектов на весь срок действия договора (363 дня). Оплата страховой премии была произведена единовременно (разовым платежом).
Каков порядок бухгалтерского и налогового учета страхового взноса, уплаченного организацией?

Налоговый учет

В соответствии со ст. 929 ГК РФ по договору имущественного страхования одна сторона (страховщик) обязуется за обусловленную договором плату (страховую премию) при наступлении предусмотренного в договоре события (страхового случая) возместить другой стороне (страхователю) или иному лицу, в пользу которого заключен договор (выгодоприобретателю), причиненные вследствие этого события убытки в застрахованном имуществе либо убытки в связи с иными имущественными интересами страхователя (выплатить страховое возмещение) в пределах определенной договором суммы (страховой суммы).
По договору имущественного страхования могут быть, в частности, застрахованы риск утраты (гибели), недостачи или повреждения определенного имущества (п. 2 ст. 929 ГК РФ, ст. 930 ГК РФ).
Согласно п. 1 ст. 930 ГК РФ имущество может быть застраховано по договору страхования в пользу лица (страхователя или выгодоприобретателя), имеющего основанный на законе, ином правовом акте или договоре интерес в сохранении этого имущества.
То есть обязательным условием имущественного страхования является наличие интереса страхователя (в Вашем случае - арендатора) и выгодоприобретателя (арендодателя) в сохранении застрахованного имущества.
В соответствии с п. 1 ст. 252 НК РФ в целях налогообложения прибыли налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 НК РФ). При этом п. 2 ст. 252 НК РФ установлено, что расходы, в зависимости от их характера, а также условий осуществления и направлений деятельности налогоплательщика, подразделяются на расходы, связанные с производством и реализацией, и внереализационные расходы.
В соответствии с пп. 5 п. 1 ст. 253 НК РФ расходы, связанные с производством и реализацией, включают в себя в том числе расходы на обязательное и добровольное страхование.
На основании п. 1 ст. 263 НК РФ расходы на обязательное и добровольное имущественное страхование включают страховые взносы по всем видам обязательного страхования, а также по видам добровольного имущественного страхования, перечисленным в статье. Подпунктом 3 п. 1 ст. 263 НК РФ предусмотрены расходы на добровольное страхование основных средств производственного назначения (в том числе арендованных).
Указанные расходы включаются в состав прочих расходов в размере фактических затрат (п. 3 ст. 263 НК РФ).
Согласно п. 1 ст. 272 НК РФ расходы признаются в том отчетном (налоговом) периоде, к которому они относятся, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и (или) иной формы их оплаты и определяются с учетом положений ст.ст. 318-320 НК РФ.
О том, как учитывать расходы на страхование при методе начисления, разъяснено в п. 6 ст. 272 НК РФ. Согласно этой норме расходы по обязательному и добровольному страхованию признаются в качестве расхода в том отчетном (налоговом) периоде, в котором в соответствии с условиями договора налогоплательщиком были перечислены (выданы из кассы) денежные средства на оплату страховых взносов. Если по условиям договора страхования предусмотрена уплата страхового взноса разовым платежом, то по договорам, заключенным на срок более одного отчетного периода, расходы признаются равномерно в течение срока действия договора пропорционально количеству календарных дней действия договора в отчетном периоде.
В рассматриваемой нами ситуации организация заключила договор страхования на год (срок действия договора аренды) и единовременно совершила разовый платеж страховой премии. Поэтому организация признает страховую премию в качестве расхода равномерно в течение срока действия договора пропорционально количеству календарных дней действия договора в отчетном периоде.

Бухгалтерский учет

Расходы, связанные со страхованием имущества в бухгалтерском учете, относятся к расходам по обычным видам деятельности на основании п.п. 5, 7 ПБУ 10/99 "Расходы организации" (далее - ПБУ 10/99).
Согласно п. 18 ПБУ 10/99 расходы признаются в том отчетном периоде, в котором имели место, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и иной формы осуществления. Соответственно, в бухгалтерском учете порядок признания расходов на страхование не зависит от их оплаты.
При этом следует иметь в виду, что, если произведенные организацией расходы обуславливают получение доходов в течение нескольких отчетных периодов, расходы на страхование подлежат распределению между отчетными периодами в силу п. 19 ПБУ 10/99.
С 1 января 2011 года Минфин России приказом от 24.12.2010 N 186н "О внесении изменений в нормативные правовые акты по бухгалтерскому учету и признании утратившим силу приказа Министерства финансов Российской Федерации от 15.01.1997 N 3" внес изменения в п. 65 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н (далее - Положение).
Согласно действующей редакции п. 65 Положения "затраты, произведенные организацией в отчетном периоде, но относящиеся к следующим отчетным периодам, отражаются в бухгалтерском балансе в соответствии с условиями признания активов, установленными нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учету, и подлежат списанию в порядке, установленном для списания стоимости активов данного вида".
Таким образом, с 1 января 2011 года из Положения исключено правило о том, что затраты, произведенные в отчетном периоде, но относящиеся к следующим, надо однозначно признавать расходами будущих периодов. Настоящая редакция Положения фактически говорит о том, что учитывать в составе расходов будущих периодов необходимо только те затраты, которые признаются расходами будущих периодов в соответствии с нормативно-правовыми актами по бухгалтерскому учету (в соответствии с ПБУ). Если же в отношении конкретного вида затрат каким-либо ПБУ не установлено обязанности учитывать данный вид затрат в составе расходов будущих периодов, организация вправе признавать эти затраты сразу при начислении.
Кроме того, из прямого прочтения процитированной нормы мы видим, что с 2011 года учесть затраты в составе расходов будущих периодов возможно только в том случае, если произведенные затраты отвечают понятию актива. Отметим, что к активам относят любую собственность вне зависимости от формы (материальная или нематериальная), а также контролируемые организацией ресурсы и расходы, имеющие денежную оценку и от которых в будущем ожидается экономическая выгода (п.п. 7.2, 7.2.1, 8.3 Концепции бухгалтерского учета в рыночной экономике России (одобрена Методологическим советом по бухгалтерскому учету при Минфине России и Президентским советом Института профессиональных бухгалтеров 29.12.1997) (далее - Концепция)).
Согласно п. 8.3 Концепции актив признается в бухгалтерском балансе, когда вероятно получение организацией экономических выгод в будущем от этого актива и когда стоимость его может быть измерена с достаточной степенью надежности.
Страховые платежи по договору страхования в пользу третьих лиц никаких будущих экономических выгод организации-страхователю принести не могут (так, невозможно произвести обмен этих вложений на другой актив, использовать для погашения обязательства и т.д.), следовательно, они не соответствуют критериям признания актива в бухгалтерском балансе.
По своей сути, расходы на страхование представляют собой плату за страхование в виде страховой премии, которую страхователь (выгодоприобретатель) обязан уплатить страховщику в порядке и в сроки, которые установлены договором страхования (п. 1 ст. 954 ГК РФ). При этом договоры страхования, как правило, заключаются на срок не менее года. То есть страховая премия является вознаграждением, выплачиваемым страхователем страховщику за принятие последним на себя обязательства возместить страхователю суммы возможных потерь, вызванных опасностями, покрытыми по договору страхования. Если в течение срока действия договора страхования страхового случая не наступит, денежные средства в виде уплаченной страховой премии страховщику не возвращаются.
Таким образом, полагаем, что с 2011 года учет расходов на страхование имущества должен производиться без использования счета 97 "Расходы будущих периодов".
В соответствии с Инструкцией по применению плана счетов финансово-хозяйственной деятельности организаций (утверждена приказом Минфина РФ от 31.10.2000 N 94н) расчеты по страхованию имущества организации, в котором организация выступает страхователем, отражаются на субсчете "Расчеты по имущественному и личному страхованию" счета 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами".
Исчисленные суммы страховых платежей отражаются по кредиту счета 76 в корреспонденции со счетами учета затрат на производство (расходов на продажу) или других источников страховых платежей. Перечисление сумм страховых платежей страховым организациям отражается по дебету счета 76 в корреспонденции со счетами учета денежных средств.
С учетом п. 19 ПБУ 10/99 сумма расходов на страхование может списываться равномерно в течение всего срока действия договора страхования. Такой порядок не приведет к возникновению разницы между бухгалтерским и налоговым учетом.
Таким образом, операции могут быть отражены следующими бухгалтерскими проводками:
Дебет 76 Кредит 51 (50) - перечислен платеж страховой компании;
Дебет 20 (25, 26, 44) Кредит 76, субсчет "Расчеты по имущественному и личному страхованию" - отнесена на расходы сумма страховой премии за текущий месяц, исчисленная пропорционально количеству календарных дней.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Батова Виктория

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор Мельникова Елена

----------------------------

Организация (сфера деятельности - розничная торговля моторным топливом) планирует открыть обособление подразделение (далее - ОП) в другом регионе. ОП не будет являться филиалом или представительством.
Какие документы и в какие сроки нужно представить при открытии ОП?
Каков порядок регистрации ККМ в ОП?
Если ОП меняет местонахождение на территории, подведомственной той же налоговой инспекции, надо ли проводить эту операцию как закрытие этого ОП и открытие нового?
Какой орган необходимо уведомить при открытии второго расчетного счета?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Для постановки на учет по месту нахождения обособленного подразделения организация должна в течение одного месяца со дня создания обособленного подразделения письменно сообщить об этом в налоговый орган и в ПФР по месту своего нахождения.
Контрольно-кассовая техника, подлежащая применению обособленным подразделением организации, регистрируется в налоговом органе по месту нахождения данного подразделения.
В случае изменения места нахождения обособленного подразделения организация должна представить в налоговый орган по месту своего нахождения сообщение по форме N С-09-3-1, в котором будет указан новый адрес обособленного подразделения. В случае изменения места нахождения обособленного подразделения в том же регионе, на территории подведомственной той же налоговой инспекции, у налогового органа нет необходимости снимать с учета и ставить снова на учет в той же самой налоговой инспекции обособленное подразделение организации, достаточно зафиксировать сведения об изменении адреса.
Об открытии расчетного счета организация должна сообщить по месту своего нахождения в налоговый орган и ПФР в течение семи рабочих дней со дня открытия счета.

Обоснование вывода:
1. В соответствии с п. 1 ст. 83 НК РФ организация подлежит постановке на учет в налоговых органах по месту нахождения ее обособленных подразделений.
Согласно п. 4 ст. 83 НК РФ постановка на учет в налоговых органах российской организации по месту нахождения ее обособленных подразделений (за исключением филиала, представительства) осуществляется налоговыми органами на основании сообщений, представляемых (направляемых) этой организацией в соответствии с п. 2 ст. 23 НК РФ (письмо ФНС России от 28.09.2011 N ПА-4-6/15886).
Подпунктом 3 п. 2 ст. 23 НК РФ установлена обязанность налогоплательщиков-организаций сообщать в налоговый орган по месту нахождения организации обо всех обособленных подразделениях российской организации, созданных на территории РФ (за исключением филиалов и представительств) в течение одного месяца со дня создания обособленного подразделения.
Федеральным законом от 27.07.2010 N 229-ФЗ в нормы Налогового кодекса РФ, регулирующие постановку организаций на налоговый учет по месту нахождения обособленных подразделений, были внесены изменения, в результате которых в настоящее время организации не обязаны представлять заявление о постановке на налоговый учет по месту нахождения обособленного подразделения.
Таким образом, для постановки организации на учет в налоговом органе по месту нахождения ее обособленного подразделения, не являющегося филиалом или представительством, организация, согласно п. 4 ст. 83, пп. 3 п. 2 ст. 23 НК РФ, должна представить сообщение о создании обособленного подразделения в налоговый орган по месту своего нахождения. Предоставлять какие-либо документы в налоговый орган по месту нахождения обособленного подразделения организации не нужно.
Такое сообщение оформляется по форме N С-09-3-1, утвержденной приказом ФНС России от 09.06.2011 N ММВ-7-6/362@ "Об утверждении форм и форматов сообщений, предусмотренных п.п. 2 и 3 ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации, а также порядка заполнения форм сообщений и порядка представления сообщений в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи" (далее - приказ N ММВ-7-6/362@).
В течение пяти дней со дня получения указанного сообщения налоговый орган осуществляет постановку организации на учет по месту нахождения ее обособленного подразделения и выдает организации уведомление о постановке на учет в налоговом органе (п. 2 ст. 84 НК РФ).
О создании обособленного подразделения организация обязана сообщить в течение одного месяца со дня создания также в органы контроля за уплатой страховых взносов по месту своего нахождения (п. 2 ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", письмо Минздравсоцразвития РФ от 09.09.2010 N 2891-19). На сегодняшний день форма данного сообщения не утверждена, поэтому организация может уведомить органы контроля в произвольной форме.
2. Согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (далее - Закон N 54-ФЗ) контрольно-кассовая техника (далее - ККТ), включенная в Государственный реестр, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.
Из п. 1 ст. 4 Закона N 54-ФЗ следует, что применяемая организациями (за исключением кредитных организаций) ККТ должна быть зарегистрирована в налоговых органах по месту учета организации в качестве налогоплательщика.
Требования, предъявляемые к ККТ, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями, порядок и условия ее регистрации и применения при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг на территории РФ определяет Положение о регистрации и применении контрольно-кассовой техники, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями, утвержденное постановлением Правительства РФ от 23.07.2007 N 470 (далее - Положение N 470).
В соответствии с п. 15 Положения N 470 для регистрации ККТ в налоговом органе пользователь - юридическое лицо представляет в налоговый орган по месту нахождения заявление о регистрации ККТ по форме, утвержденной приказом ФНС России от 09.04.2008 N ММ-3-2/152@ "Об утверждении форм заявления о регистрации контрольно-кассовой техники, книги учета контрольно-кассовой техники и карточки регистрации контрольно-кассовой техники". Заметим, что заявление о регистрации ККТ, подлежащей применению обособленным подразделением организации, представляется им в налоговый орган по месту нахождения данного подразделения. К заявлению прилагаются паспорт ККТ, подлежащей регистрации, и договор о ее технической поддержке, заключенный пользователем и поставщиком (центром технического обслуживания) (смотрите также п. 27 Административного регламента исполнения ФНС государственной функции по регистрации в установленном порядке ККТ, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями в соответствии с законодательством РФ, утвержденного приказом Минфина России от 10.03.2009 N 19н).
Налоговый орган не позднее 5 рабочих дней с даты представления заявления и необходимых документов должен зарегистрировать ККТ путем внесения сведений о ней в книгу учета ККТ. Одновременно налоговый орган выдает пользователю карточку регистрации ККТ, а также возвращает документы, прилагавшиеся к заявлению.
Таким образом, контрольно-кассовая техника, подлежащая применению обособленным подразделением организации, регистрируется в налоговом органе по месту нахождения данного подразделения.
Данный вывод подтверждают письма УФНС России по г. Москве от 31.05.2010 N 17-15/057162, от 06.12.2010 N 17-15/127938. Однако, как указано в этих письмах, прямой ответственности за использование организацией ККТ, зарегистрированной по адресу головного офиса и установленной и применяемой по адресу обособленного подразделения, но при этом не зарегистрированной в налоговом органе по месту нахождения своего обособленного подразделения, действующим законодательством не предусмотрено.
3. В соответствии с абзацем 2 п. 3 ст. 84 НК РФ изменения в сведениях об обособленных подразделениях (за исключением филиалов и представительств) российских организаций подлежат учету налоговыми органами по месту нахождения таких обособленных подразделений на основании сообщений, представляемых (направляемых) российской организацией в соответствии с п. 2 ст. 23 НК РФ.
В случае изменения места нахождения обособленного подразделения снятие его с учета осуществляется налоговым органом, в котором организация состояла на учете. При этом налоговый орган осуществляет снятие с учета российской организации по месту нахождения обособленного подразделения (за исключением филиалов и представительств) в течение пяти дней со дня получения сообщения, представляемого (направляемого) российской организацией в соответствии с п. 2 ст. 23 НК РФ. Постановка на учет организации в налоговом органе по новому месту нахождения обособленного подразделения организации осуществляется на основании документов, полученных от налогового органа по прежнему месту нахождения обособленного подразделения организации (п. 4 ст. 84 НК РФ, смотрите также письмо Минфина России от 10.05.2012 N 03-02-07/1-117).
Таким образом, в случае изменения места нахождения обособленного подразделения снятие его с учета и постановку на учет осуществляется налоговым органом на основании сообщения, представляемого (направляемого) организацией. В рассматриваемом случае организация должна представить в налоговый орган по месту своего нахождения сообщение по форме N С-09-3-1, в котором будет указан новый адрес обособленного подразделения. Полагаем, что в случае изменения места нахождения обособленного подразделения в том же регионе, на территории подведомственной той же налоговой инспекции, у налогового органа нет необходимости снимать с учета и ставить снова на учет в той же самой налоговой инспекции обособленное подразделение организации, достаточно зафиксировать сведения об изменении адреса.
4. В соответствии с пп. 1 п. 2 ст. 23 НК РФ налогоплательщики-организации обязаны сообщать в налоговый орган по месту своего нахождения об открытии (закрытии) счетов в течение семи дней со дня открытия (закрытия) таких счетов. Сообщение об открытии счета представляется в налоговый орган по форме N С-09-1, утвержденной приказом ФНС N ММВ-7-6/362@.
Кроме того, согласно п. 1 ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" об открытии счета в банке организация в течение семи рабочих дней со дня его открытия должна письменно сообщить в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту своего нахождения (соответствующая форма уведомления в ФСС рекомендована письмом ФСС РФ от 28.12.2009 N 02-10/05-13656; рекомендуемые формы сообщения в ПФР размещены на официальном сайте Фонда: http://www.pfrf.ru/ot_moscow/asv/9791.html).
Таким образом, об открытии счета, в том числе и расчетного, организация должна сообщить по месту своего нахождения в налоговый орган и ПФР в течение семи рабочих дней со дня открытия счета.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, профессиональный бухгалтер Федорова Лилия

Контроль качества ответа: Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор Горностаев Вячеслав