САЛЬДО.ру - скорая помощь бухгалтеруНастройки: 05:2420-04-2024
Суббота

 
Материал предоставлен газетой "Московский налоговый курьер""
Издательско-консультационная компания "Статус-Кво97"

Вопросы и ответы

Доплата по больничным листам
Организация доплачивает работникам по больничным листам до фактической заработной платы. Данные выплаты производятся в соответствии с локальным нормативным актом организации (политикой). Вправе ли организация учитывать такую доплату в составе расходов на оплату труда, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль?

Расходы на доплату по больничным листам до заработной платы, осуществленные в соответствии с локальным нормативным актом организации, не учитываются в составе расходов на оплату труда, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль. Указанная доплата не установлена законодательством РФ, а значит, она не включается в расходы на доплату до фактического заработка, которые предусмотрены пунктом 15 статьи 255 НК РФ.

Согласно статье 255 НК РФ в состав расходов налогоплательщика на оплату труда включаются любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные нормами законодательства РФ, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.

В частности, к расходам на оплату труда для целей налогообложения прибыли в соответствии с пунктом 15 указанной выше статьи относятся расходы на доплату до фактического заработка в случае временной утраты трудоспособности, установленную законодательством РФ.

Следовательно, расходы на доплату до фактического заработка в случае временной утраты трудоспособности учитываются в составе расходов на оплату труда, уменьшающих налогооблагаемую базу по налогу на прибыль, только тогда, когда специальными актами законодательства РФ предусмотрена обязанность работодателя в конкретных случаях производить указанную доплату. То есть доплачивать определенной категории работников при соблюдении установленных требований разницу между размером пособия по государственному социальному страхованию и фактическим заработком.

В соответствии со статьей 183 Трудового кодекса РФ при временной нетрудоспособности работодатель выплачивает работнику пособие по временной нетрудоспособности в соответствии с федеральным законом. Размеры пособий по временной нетрудоспособности и условия их выплаты устанавливаются федеральным законом.

Согласно статье 423 Трудового кодекса РФ изданные до введения в действие Трудового кодекса РФ нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и применяемые на территории Российской Федерации постановления Правительства СССР по вопросам, которые в соответствии с Трудовым кодексом РФ могут регулироваться только федеральными законами, действуют впредь до введения в действие соответствующих федеральных законов.

В настоящее время порядок назначения, исчисления и выплаты пособий по государственному социальному страхованию по временной нетрудоспособности регулируется Основными условиями обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию, утвержденными постановлением Совета Министров СССР и ВЦСПС от 23.02.84 ≤ 191, и Положением о порядке обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию, утвержденным постановлением Президиума ВЦСПС от 12.11.84 ≤ 13-6 (далее - Положение).

В соответствии с пунктами 1 и 6 Положения пособия по государственному социальному страхованию по временной нетрудоспособности выплачиваются за счет средств государственного социального страхования, образуемых из взносов предприятий, учреждений, организаций, колхозов и других кооперативов.

Согласно статье 15 Федерального закона от 11.02.2002 ≤ 17-ФЗ ²О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2002 год⌡, действие которого продлено на 2004 год в соответствии со статьей 7 Федерального закона от 08.12.2003 ≤ 166-ФЗ ²О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2004 год⌡, размер пособий по временной нетрудоспособности за полный календарный месяц не может превышать 11 700 руб.

При этом в перечисленных выше нормативных правовых актах не устанавливается обязанность работодателей по выплате за счет собственных средств сверх установленных ограничений специальных доплат до фактического заработка в случае временной утраты трудоспособности в зависимости от трудового стажа и условий труда.

Таким образом, осуществленные в соответствии с локальным нормативным актом организации (политикой) расходы на доплату по больничным листам до заработной платы не относятся к расходам на доплату до фактического заработка, предусмотренным пунктом 15 статьи 255 НК РФ, поскольку не установлены законодательством РФ. В связи с этим данные расходы не могут учитываться в составе уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль расходов на оплату труда.

Разъяснения подготовлены референтом налоговой службы I ранга М.С. Беловой на основании официального письма УМНС России по г. Москве исх. ≤ 26-12/35087 от 25.05.2004, подписанного заместителем руководителя Управления МНС России по г. Москве советником налоговой службы РФ I ранга А.А. Глинкиным

Аренда муниципального имущества

Организация арендует земельный участок, который находится в муниципальной собственности. Как правильно заполнить счет-фактуру и декларацию по НДС? Облагаются ли НДС платежи, взимаемые Федеральной службой земельного кадастра России за право заключения договора аренды?

Организация - арендатор муниципального земельного участка раздел 2.2 декларации по НДС не заполняет, а операцию по передаче в аренду земельного участка отражает в разделе 5 декларации.
При уплате арендной платы организацией выписывается счет-фактура с пометкой ²без НДС⌡.

В соответствии с пунктом 3 статьи 161 НК РФ в случае предоставления на территории РФ органами государственной власти и управления и органами местного самоуправления в аренду федерального имущества, имущества субъектов РФ и муниципального имущества налоговыми агентами признаются арендаторы указанного имущества. При этом налоговая база по НДС определяется налоговым агентом отдельно по каждому арендованному объекту имущества как сумма арендной платы с учетом НДС. Указанные лица обязаны исчислить, удержать из доходов, уплачиваемых арендодателю, и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога.

В соответствии с пунктом 4 статьи 173 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг), указанных в статье 161 НК РФ, сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется и уплачивается в полном объеме налоговыми агентами, указанными в статье 161 НК РФ, за счет средств, подлежащих перечислению налогоплательщику или другим лицам, указанным налогоплательщиком.

МНС России письмом от 10.06.2002 ≤ 03-1-09/1558/16-Х194 разъяснило, что в соответствии с подпунктом 4 пункта 2 статьи 146 НК РФ не признается реализацией выполнение работ (оказание услуг) органами, входящими в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления, в рамках выполнения возложенных на них функций в случае, если обязательность выполнения указанных работ (оказания услуг) установлена законодательством РФ, законодательством субъектов РФ, актами органов местного самоуправления.

Статьей 38 Земельного кодекса РФ установлено, что в качестве продавца права на заключение договора аренды земельного участка выступает исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления.

Согласно Положению о Федеральной службе земельного кадастра России, утвержденному постановлением Правительства РФ от 11.01.2001 ≤ 22, Федеральная служба земельного кадастра России (Росземкадастр) является федеральным органом исполнительной власти по государственному управлению земельными ресурсами.

Федеральная служба земельного кадастра России осуществляет свои полномочия как непосредственно, так и через свои территориальные органы.

Таким образом, Росземкадастр и его территориальные органы, составляя систему органов государственной власти, осуществляют свои функции, возложенные на них Земельным кодексом, в области земельных отношений.

Учитывая изложенное, платежи, взимаемые территориальными органами Росземкадастра (Москомземом) за право заключения договора аренды, поступающие в соответствующие уровни бюджетов, НДС не облагаются.

В соответствии с пунктом 5 статьи 174 НК РФ налогоплательщики (налоговые агенты) обязаны представить в налоговые органы по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Раздел 2.2 ²Расчет суммы налога, подлежащей перечислению налоговым агентом⌡ декларации по НДС, утвержденной приказом МНС России от 20.11.2003 ≤ БГ-3-03/644, в рассматриваемой операции заполнять не нужно.

Операция по передаче в аренду земельного участка отражается налоговым агентом в разделе 5 ²Операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения)⌡ декларации по НДС.

При уплате арендной платы за земли, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, счет-фактура выписывается налоговым агентом (арендатором) с пометкой ²без НДС⌡ с соответствующей регистрацией в книге покупок и книге продаж.

Разъяснения подготовлены советником налоговой службы РФ III ранга Т.Е. Жежелевой на основании официального письма УМНС России по г. Москве ≤ 24-11/24383 от 09.04.2004, подписанного заместителем руководителя Управления МНС России по г. Москве советником налоговой службы РФ I ранга Л.Я. Сосихиной.

Привлечение к административной ответственности

По результатам проведения проверки налоговая инспекция привлекла общество взаимного страхования к административной ответственности по статье 14.5 КоАП РФ за то, что не был пробит чек при получении денег от покупателя.

Правомерны ли действия налоговой инспекции, учитывая тот факт, что покупатель внес денежную наличность через кассу общества по решению суда?

При расторжении договора страхования и, как следствие, оплате физическим лицом стоимости противоугонного устройства через кассу общества взаимного страхования отсутствует факт продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг). Следовательно, применение ККТ не требуется.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 22.05.2003 ≤ 54-ФЗ ²О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт⌡ контрольно-кассовая техника, включенная в Государственный реестр, применяется на территории РФ в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.

Как следует из запроса, между обществом взаимного страхования и физическим лицом был заключен договор страхования транспортного средства.

В соответствии с условиями договора страхования общество установило на указанное застрахованное транспортное средство противоугонное устройство. В случае прекращения, расторжения договора страхования страхователь обязан в течение 7 дней вернуть установленное устройство либо компенсировать его стоимость.

Однако по окончании действия договора страхования физическое лицо не выполнило условия договора. В результате чего общество подало в суд иск о взыскании с физического лица стоимости указанного устройства. Суд удовлетворил требования общества, и стоимость устройства была оплачена физическим лицом через кассу общества.

Таким образом, отсутствует событие административного правонарушения, поскольку в рассматриваемой ситуации при получении денежных средств обществом взаимного страхования от физического лица не было продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг. Следовательно, в соответствии со статьей 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению.

Разъяснения подготовлены референтом налоговой службы I ранга С.Г. Тумандейкиным на основании официального письма УМНС России по г. Москве исх. ≤ 11-24/49953 от 29.07.2004, подписанного и. о. руководителя Управления МНС России по г. Москве советником налоговой службы РФ I ранга Н.В. Синиковой.