САЛЬДО.ру - скорая помощь бухгалтеруНастройки: 20:0925-04-2024
Четверг

 
М.В.Подкопаев
Материал предоставлен журналом "Акты и комментарии для бухгалтера"

Комментарий к Федеральному закону от 02.10.2012 N 161-ФЗ.

В целях оказания поддержки сельскохозяйственным производителям принят Федеральный закон от 02.10.2012 N 161 ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 161 ФЗ). Он вступит в силу с 01.01.2013.
Федеральный закон ≤ 161-ФЗ опубликован на портале http://pravo.gov.ru 03.10.2012.
В настоящее время для сельскохозяйственных производителей установлены льготные налоговые ставки. Причем соответствующее правило имеется не в ст. 284 "Налоговые ставки" гл. 25 "Налог на прибыль" НК РФ, а в ст. 2.1 Федерального закона от 06.08.2001 N 110 ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных актов (положений актов) законодательства Российской Федерации о налогах и сборах" (далее - Федеральный закон N 110 ФЗ).
Согласно этой норме первоначально на период 2004 - 2008 годов для сельскохозяйственных товаропроизводителей, не перешедших на систему налогообложения в виде ЕСХН, отвечавших критериям, предусмотренным п. 2 и пп. 1 п. 2.1 ст. 346.2 НК РФ, по деятельности, связанной с реализацией произведенной ими сельскохозяйственной продукции, а также с реализацией произведенной и переработанной данными организациями собственной сельскохозяйственной продукции, была установлена нулевая ставка по налогу на прибыль.

К сведению:
В соответствии с п. 2 ст. 346.2 НК РФ сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются организации и индивидуальные предприниматели, изготавливающие сельскохозяйственную продукцию, осуществляющие ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах) и реализующие эту продукцию, при условии что в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) таких организаций и индивидуальных предпринимателей доля дохода от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции, включая продукцию ее первичной переработки, изготовленную ими из сельскохозяйственного сырья собственного производства, составляет не менее 70%, а также сельскохозяйственные потребительские кооперативы (перерабатывающие, сбытовые (торговые), снабженческие, садоводческие, огороднические, животноводческие), признаваемые таковыми в соответствии с Федеральным законом от 08.12.1995 N 193 ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации", у которых доля доходов от реализации сельскохозяйственной продукции собственного производства членов данных кооперативов, включая продукцию первичной переработки, изготовленную данными кооперативами из сельскохозяйственного сырья собственного производства членов этих кооперативов, а также от выполнения работ (оказания
услуг) для членов данных кооперативов составляет в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) не менее 70%.
Кроме того, согласно пп. 1 п. 2.1 ст. 346.2 НК РФ к сельскохозяйственным товаропроизводителям относятся градо- и поселкообразующие российские рыбохозяйственные организации, численность работников которых с учетом совместно проживающих с ними членов семей составляет не менее половины численности населения соответствующего населенного пункта и которые удовлетворяют условиям, установленным абз. 3 и 4 пп. 2 данного пункта, то есть:
- если в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) доля дохода от реализации их уловов водных биологических ресурсов и (или) произведенной собственными силами из них рыбной и иной продукции из водных биологических ресурсов составляет за налоговый период не менее 70%;
- если они осуществляют рыболовство на судах рыбопромыслового флота, принадлежащих им на праве собственности, или используют их на основании договоров фрахтования (бербоут-чартера и тайм-чартера).

Действие этой льготы продлевалось, последний раз - Федеральным законом от 22.07.2008 N 158 ФЗ (до 31.12.2012). На 2013 - 2015 годы в настоящее время для этих налогоплательщиков преду.смотрена ставка 16%, а с 2016 года - обычная ставка, равная 20%.
Теперь ст. 2.1 Федерального закона N 110 ФЗ полностью утратила силу. Вместо нее соответствующие правила перейдут непосредственно в ст. 284 НК РФ, которая будет дополнена п. 1.3.
При этом для рыбохозяйственных организаций, упомянутых в пп. 1 п. 2.1 ст. 346.2 НК РФ, дополнительно установлено, что они должны соответствовать критериям, перечисленным в п. 2 данной статьи. Впрочем, это условие должно применяться такими организациями и сейчас, но это было не вполне очевидно из формулировки ст. 2.1 Федерального закона N 110 ФЗ.
По этому поводу в Письме Минфина России от 13.07.2012 N 03 03 10/76 сказано, что для применения налоговой ставки 0%, установленной по налогу на прибыль организаций ст. 2.1 Федерального закона N 110 ФЗ, рыбохозяйственные организации должны одновременно соответствовать требованиям:
- п. 2 ст. 346.2 НК РФ, в частности, об отнесении не менее 70% полученного ими дохода к доходам от реализации сельскохозяйственной продукции;
- пп. 1 п. 2.1 ст. 346.2 НК РФ, то есть являться градо- и поселкообразующими рыбохозяйственными организациями, соответствующими названным выше условиям.
При этом финансисты сослались на Определение ВАС РФ от 07.12.2011 N ВАС-14402/11, в котором сказано, что критерии, предусмотренные п. 2 и пп. 1 п. 2.1 ст. 346.2 НК РФ, должны соблюдаться в совокупности. Иное, по мнению судей, противоречит буквальному смыслу и содержанию этой нормы права.
Разумеется, данная совокупность критериев обязательна для рыбохозяйственных предприятий, иные сельскохозяйственные товаропроизводители должны руководствоваться только п. 2 ст. 346.2 НК РФ. На это обратили внимание налоговики.
Немногим ранее Минфин в Письме от 10.05.2012 N 03 03 10/42 пришел к противоположному выводу. Теперь споры по данному вопросу будут исключены.
Важно учитывать, что никаких сроков действия для нового п. 1.3 ст. 284 НК РФ не установлено, так что сельскохозяйственные товаропроизводители смогут применять данную льготу и в дальнейшем. Нулевая ставка для сельскохозяйственных товаропроизводителей будет действовать и после 01.01.2013, причем без ограничения срока.
Важность поддержки сельскохозяйственного производства обусловила появление для них некоторых новых льгот. Так, согласно п. 2 ст. 164 НК РФ пониженная налоговая ставка по НДС в размере 10% предусмотрена при реализации некоторых социально значимых товаров. Теперь такая ставка будет распространена на реализацию племенного крупного рогатого скота, племенных свиней, племенных овец, племенных коз, племенных лошадей, племенного яйца; спермы, полученной от племенных быков, племенных свиней, племенных баранов, племенных козлов, племенных жеребцов; эмбрионов, полученных от племенного крупного рогатого скота, племенных свиней, племенных овец, племенных коз, племенных лошадей (п. 2 ст. 164 НК РФ дополнен пп. 5).
Пока предусмотрено, что данная льгота будет применяться до 31.12.2017 включительно (п. 3 ст. 3 Федерального закона N 161 ФЗ).
Не будут облагаться НДФЛ суммы, полученные главами крестьянских (фермерских) хозяйств за счет средств бюджетов бюджетной системы РФ в виде грантов на создание и развитие крестьянского фермерского хозяйства, единовременной помощи на бытовое обустройство начинающего фермера, грантов на развитие семейной животноводческой фермы, а также субсидии, предоставляемые главам крестьянских (фермерских) хозяйств за счет средств бюджетов бюджетной системы РФ (ст. 217 НК РФ дополнена п. 14.1 и 14.2).
Положения п. 14.1 и 14.2 ст. 217 НК РФ применяются в отношении грантов и субсидий, полученных после 01.01.2012 (п. 2 ст. 3 Федерального закона ≤ 161-ФЗ).
Дополнительно следует сказать еще об одной новинке. Подпунктом 1 п. 2.2 ст. 346.26 НК РФ предусмотрено, что на уплату ЕНВД не переводятся организации и индивидуальные предприниматели, среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год, определяемая в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области статистики, превышает 100 человек.
Такое условие применения данного спецрежима для организаций потребительской кооперации, осуществляющих свою деятельность в соответствии с Законом РФ от 19.06.1992 N 3085-1 "О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации", а также для хозяйственных обществ, единственными учредителями которых являются потребительские общества и их союзы, осуществляющие свою деятельность в соответствии с данным законом, должно было начать действовать только с 01.01.2013. До этой даты ограничение по численности в отношении таких предприятий не применяется согласно ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 22.07.2008 N 155 ФЗ.
Теперь действие этого исключения также продлевается, о чем будет говориться непосредственно в пп. 1 п. 2.2 ст. 346.26 НК РФ, а ч. 1 ст. 3 Федерального закона N 155 ФЗ утратит силу. Но пока предусмотрено, что это продление будет применяться до 31.12.2017 включительно (п. 4 ст. 3 Федерального закона N 161 ФЗ).