САЛЬДО.ру - скорая помощь бухгалтеруНастройки: 22:2728-09-2024
Суббота

 
Журнал "Акты и комментарии для бухгалтера"
Консалтинговая группа "Аюдар"

Федеральный закон Российской Федерации от 04.11.05 . 137-ФЗ и комментарий к нему.

Федеральный закон Российской Федерации от 04.11.05 ≤ 137-ФЗ
"О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых положений законодательных актов Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию административных процедур урегулирования споров"

Паспорт федерального закона
Статус Федеральный закон
≤ 137-ФЗ
Полное наименование "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых положений законодательных актов Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию административных процедур урегулирования споров"
Принят Государственной Думой 21 октября 2005 г.
Одобрен Советом Федерации 26 октября 2005 г.
Подписан Президентом РФ 4 ноября 2005 г.
Дата официального опубликования "Российская газета", ≤ 249, 08.11.05,
"Парламентская газета", ≤ 195, 08.11.05
Дата вступления в силу С 1 января 2006 года, но не ранее чем по истечении одного месяца со дня официального опубликования

Статья 1
Внести в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, ≤ 31, ст. 3824; 1999, ≤ 28, ст. 3487; 2000, ≤ 2, ст. 134; 2002, ≤ 1, ст. 2; 2003, ≤ 22, ст. 2066; ≤ 23, ст. 2174; ≤ 27, ст. 2700; ≤ 28, ст. 2873; ≤ 52, ст. 5037; 2004, ≤ 27, ст. 2711; ≤ 31, ст. 3231) следующие изменения:
1) в пункте 1 статьи 31:
подпункт 9 после слов "взыскивать пени" дополнить словами "и штрафы";
в подпункте 11 слова "налогов и пени" заменить словами "налогов, пеней и штрафов";
2) в пункте 1 статьи 45:
абзац пятый изложить в следующей редакции:
"Взыскание налога с организации и индивидуального предпринимателя производится в порядке, предусмотренном статьями 46 и 47 настоящего Кодекса. Взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном статьей 48 настоящего Кодекса.";
в абзаце шестом слова "Взыскание налога с организации не может быть произведено в бесспорном порядке" заменить словами "Взыскание налога с организации и индивидуального предпринимателя производится в судебном порядке";
3) статьи 46 . 48 изложить в следующей редакции:
"Статья 46. Взыскание налога, сбора, а также пеней и штрафов за счет денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщика (плательщика сборов) . организации, индивидуального предпринимателя или налогового агента . организации, индивидуального предпринимателя в банках
1. В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется принудительно путем обращения взыскания на денежные средства налогоплательщика (налогового агента) . организации или индивидуального предпринимателя на счетах в банках.
2. Взыскание налога производится по решению налогового органа (далее . решение о взыскании) путем направления в банк, в котором открыты счета налогоплательщика (налогового агента) . организации или индивидуального предпринимателя, инкассового поручения (распоряжения) на списание и перечисление в соответствующие бюджеты (внебюджетные фонды) необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика (налогового агента) . организации или индивидуального предпринимателя.
3. Решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного для исполнения обязанности по уплате налога, но не позднее 60 дней после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с иском о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) . организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы налога. Решение о взыскании доводится до сведения налогоплательщика (налогового агента) . организации или индивидуального предпринимателя в срок не позднее пяти дней после вынесения решения о взыскании необходимых денежных средств.
4. Инкассовое поручение (распоряжение) на перечисление налога в соответствующий бюджет и (или) внебюджетный фонд направляется в банк, в котором открыты счета налогоплательщика (налогового агента) . организации или индивидуального предпринимателя, и подлежит безусловному исполнению банком в очередности, установленной гражданским законодательством Российской Федерации.
5. Инкассовое поручение (распоряжение) налогового органа на перечисление налога должно содержать указание на те счета налогоплательщика (налогового агента) . организации или индивидуального предпринимателя, с которых должно быть произведено перечисление налога, и сумму, подлежащую перечислению.
Взыскание налога может производиться с рублевых расчетных (текущих) и (или) валютных счетов налогоплательщика (налогового агента) . организации или индивидуального предпринимателя, за исключением ссудных и бюджетных счетов.
Взыскание налога с валютных счетов налогоплательщика (налогового агента) . организации или индивидуального предпринимателя производится в сумме, эквивалентной сумме платежа в рублях по курсу Центрального банка Российской Федерации на дату продажи валюты. При взыскании средств, находящихся на валютных счетах, руководитель (его заместитель) налогового органа одновременно с инкассовым поручением направляет поручение банку на продажу не позднее следующего дня валюты налогоплательщика (налогового агента) . организации или индивидуального предпринимателя.
Не производится взыскание налога с депозитного счета налогоплательщика или налогового агента, если не истек срок действия депозитного договора. При наличии указанного договора налоговый орган вправе дать банку поручение (распоряжение) на перечисление по истечении срока действия депозитного договора денежных средств с депозитного счета на расчетный (текущий) счет налогоплательщика или налогового агента, если к этому времени не будет исполнено направленное в этот банк поручение (распоряжение) налогового органа на перечисление налога.
6. Инкассовое поручение (распоряжение) налогового органа на перечисление налога исполняется банком не позднее одного операционного дня, следующего за днем получения им указанного поручения (распоряжения), если взыскание налога производится с рублевых счетов, и не позднее двух операционных дней, если взыскание налога производится с валютных счетов, поскольку это не нарушает порядок очередности платежей, установленный гражданским законодательством Российской Федерации.
При недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика (налогового агента) . организации или индивидуального предпринимателя в день получения банком инкассового поручения (распоряжения) налогового органа на перечисление налога указанное поручение исполняется по мере поступления денежных средств на эти счета не позднее одного операционного дня со дня, следующего за днем каждого такого поступления на рублевые счета, и не позднее двух операционных дней со дня, следующего за днем каждого такого поступления на валютные счета, поскольку это не нарушает порядок очередности платежей, установленный гражданским законодательством Российской Федерации.
7. При недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика (налогового агента) . организации или индивидуального предпринимателя или отсутствии информации о счетах налогоплательщика (налогового агента) . организации или индивидуального предпринимателя налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика (налогового агента) . организации или индивидуального предпринимателя в соответствии со статьей 47 настоящего Кодекса.
8. При взыскании налога налоговым органом может быть применено в порядке и на условиях, которые установлены статьей 76 настоящего Кодекса, приостановление операций по счетам налогоплательщика (налогового агента) . организации или индивидуального предпринимателя в банках.
9. Положения настоящей статьи применяются также при взыскании пеней за несвоевременную уплату налога и штрафов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
10. Положения настоящей статьи применяются также при взыскании сбора.
Статья 47. Взыскание налога, сбора, а также пеней и штрафов за счет иного имущества налогоплательщика (налогового агента) . организации, индивидуального предпринимателя
1. В случае, предусмотренном пунктом 7 статьи 46 настоящего Кодекса, налоговый орган вправе взыскать налог за счет имущества, в том числе за счет наличных денежных средств налогоплательщика (налогового агента) . организации или индивидуального предпринимателя в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, и с учетом сумм, в отношении которых произведено взыскание в соответствии со статьей 46 настоящего Кодекса.
Взыскание налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) . организации или индивидуального предпринимателя производится по решению руководителя (его заместителя) налогового органа путем направления в течение трех дней с момента вынесения такого решения соответствующего постановления судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом "Об исполнительном производстве", с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
2. Постановление о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) . организации или индивидуального предпринимателя должно содержать:
1) фамилию, имя, отчество должностного лица и наименование налогового органа, выдавшего указанное постановление;
2) дату принятия и номер решения руководителя (его заместителя) налогового органа о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика или налогового агента;
3) наименование и адрес налогоплательщика-организации или налогового агента . организации либо фамилию, имя, отчество, паспортные данные, адрес постоянного места жительства налогоплательщика . индивидуального предпринимателя или налогового агента . индивидуального предпринимателя, на чье имущество обращается взыскание;
4) резолютивную часть решения руководителя (его заместителя) налогового органа о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) . организации или индивидуального предпринимателя;
5) дату вступления в силу решения руководителя (его заместителя) налогового органа о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) . организации или индивидуального предпринимателя;
6) дату выдачи указанного постановления.
3. Постановление о взыскании налога подписывается руководителем (его заместителем) налогового органа и заверяется гербовой печатью налогового органа.
4. Исполнительные действия должны быть совершены и требования, содержащиеся в постановлении, исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня поступления к нему указанного постановления.
5. Взыскание налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) . организации или индивидуального предпринимателя производится последовательно в отношении:
1) наличных денежных средств;
2) имущества, не участвующего непосредственно в производстве продукции (товаров), в частности ценных бумаг, валютных ценностей, непроизводственных помещений, легкового автотранспорта, предметов дизайна служебных помещений;
3) готовой продукции (товаров), а также иных материальных ценностей, не участвующих и (или) не предназначенных для непосредственного участия в производстве;
4) сырья и материалов, предназначенных для непосредственного участия в производстве, а также станков, оборудования, зданий, сооружений и других основных средств;
5) имущества, переданного по договору во владение, в пользование или распоряжение другим лицам без перехода к ним права собственности на это имущество, если для обеспечения исполнения обязанности по уплате налога такие договоры расторгнуты или признаны недействительными в установленном порядке;
6) другого имущества, за исключением предназначенного для повседневного личного пользования индивидуальным предпринимателем или членами его семьи, определяемого в соответствии с законодательством Российской Федерации.
6. В случае взыскания налога за счет имущества, не являющегося денежными средствами, налогоплательщика (налогового агента) . организации или индивидуального предпринимателя обязанность по уплате налога считается исполненной с момента реализации имущества налогоплательщика (налогового агента) . организации или индивидуального предпринимателя и погашения задолженности налогоплательщика (налогового агента) . организации или индивидуального предпринимателя за счет вырученных сумм.
7. Должностные лица налоговых органов (таможенных органов) не вправе приобретать имущество налогоплательщика (налогового агента) . организации или индивидуального предпринимателя, реализуемое в порядке исполнения решения о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) . организации или индивидуального предпринимателя.
8. Положения, предусмотренные настоящей статьей, применяются также при взыскании пеней за несвоевременную уплату налога, а также штрафов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
9. Положения настоящей статьи применяются также при взыскании сбора за счет имущества плательщика сбора . организации или индивидуального предпринимателя.
10. Положения, предусмотренные настоящей статьей, применяются также при взыскании налогов таможенными органами с учетом положений, установленных Таможенным кодексом Российской Федерации.
Статья 48. Взыскание налога, сбора, пеней и штрафов за счет имущества налогоплательщика (плательщика сборов) . физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем
1. В случае неисполнения налогоплательщиком . физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога налоговый орган (таможенный орган) вправе обратиться в суд с иском о взыскании налога за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке и наличных денежных средств, данного налогоплательщика . физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога.
2. Исковое заявление о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика . физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, может быть подано в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога.
3. К исковому заявлению о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика . физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, может прилагаться ходатайство налогового органа (таможенного органа) о наложении ареста на имущество ответчика в порядке обеспечения искового требования.
4. Рассмотрение дел по искам о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика . физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации.
5. Взыскание налога за счет имущества налогоплательщика . физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, на основании вступившего в законную силу решения суда производится в соответствии с Федеральным законом "Об исполнительном производстве" с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
6. Взыскание налога за счет имущества налогоплательщика . физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится последовательно в отношении:
1) денежных средств на счетах в банке;
2) наличных денежных средств;
3) имущества, переданного по договору во владение, в пользование или распоряжение другим лицам без перехода к ним права собственности на это имущество, если для обеспечения исполнения обязанности по уплате налога такие договоры расторгнуты или признаны недействительными в установленном порядке;
4) другого имущества, за исключением предназначенного для повседневного личного пользования физическим лицом или членами его семьи, определяемого в соответствии с законодательством Российской Федерации.
7. В случае взыскания налога за счет имущества, не являющегося денежными средствами, налогоплательщика . физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, обязанность по уплате налога считается исполненной с момента его реализации и погашения задолженности за счет вырученных сумм. С момента наложения ареста на имущество и до перечисления вырученных сумм в соответствующие бюджеты (внебюджетные фонды) пени за несвоевременное перечисление налогов не начисляются.
8. Должностные лица налоговых органов (таможенных органов) не вправе приобретать имущество налогоплательщика . физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, реализуемое в порядке исполнения решения суда о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика . физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем.
9. Положения настоящей статьи применяются также при взыскании сбора за счет имущества плательщика сбора.
10. Положения настоящей статьи применяются также при взыскании пеней за несвоевременную уплату налога и сбора и штрафов.";
4) в абзаце втором пункта 4 статьи 60 слова "в судебном порядке" заменить словами "в порядке, предусмотренном статьей 47 настоящего Кодекса";
5) в пункте 4 статьи 74 слова "своих обязанностей" заменить словами "взятых на себя обязательств";
6) абзац второй пункта 6 статьи 75 изложить в следующей редакции:
"Принудительное взыскание пеней с организаций и индивидуальных предпринимателей производится в порядке, предусмотренном статьями 46 и 47 настоящего Кодекса, а с физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, . в порядке, предусмотренном статьей 48 настоящего Кодекса.";
7) пункт 3 статьи 101 дополнить предложением следующего содержания: "В решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения указываются срок, в течение которого лицо, привлекаемое к ответственности за совершение налогового правонарушения, вправе обжаловать указанное решение в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) или в суд, арбитражный суд, порядок обжалования решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу), а также наименование органа, его местонахождение, другие необходимые сведения.";
8) в пункте 10 статьи 101.1:
после слов "об уплате" дополнить словами "штрафов и";
дополнить абзацем следующего содержания:
"В случае неуплаты или неполной уплаты пеней и штрафов в срок, указанный в требовании, налоговый орган принимает решение о взыскании причитающихся к уплате пеней и штрафов в порядке, аналогичном предусмотренному статьями 46 . 48 настоящего Кодекса.";
9) дополнить статьей 103.1 следующего содержания:
"Статья 103.1. Взыскание налоговой санкции на основании решения налогового органа
1. В случае если сумма штрафа, налагаемого на индивидуального предпринимателя, не превышает пяти тысяч рублей по каждому неуплаченному налогу за налоговый период и (или) иному нарушению законодательства о налогах и сборах, на организацию . пятьдесят тысяч рублей по каждому неуплаченному налогу за налоговый период и (или) иному нарушению законодательства о налогах и сборах, руководитель (его заместитель) налогового органа принимает решение о взыскании налоговой санкции на основании решения о привлечении налогоплательщика (иного лица) к ответственности за совершение налогового правонарушения.
2. До обращения решения о взыскании налоговой санкции к принудительному исполнению налоговый орган обязан предложить налогоплательщику (иному лицу) . организации или индивидуальному предпринимателю добровольно уплатить соответствующую сумму налоговой санкции.
3. В случае если налогоплательщик (иное лицо) . организация или индивидуальный предприниматель добровольно не уплатили сумму налоговой санкции в срок, указанный в требовании о ее уплате, решение о взыскании налоговой санкции вступает в законную силу и обращается к принудительному исполнению.
4. В случае обжалования решения о взыскании налоговой санкции в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) исполнение указанного решения приостанавливается. В случае обжалования этого решения в арбитражный суд его исполнение может быть приостановлено в порядке, установленном арбитражным процессуальным законодательством Российской Федерации.
5. В случае обжалования решения о взыскании налоговой санкции в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) срок для обжалования указанного решения в арбитражный суд исчисляется со дня, когда индивидуальному предпринимателю, организации стало известно о вынесении решения вышестоящим налоговым органом (вышестоящим должностным лицом).
6. В случае обжалования решения о взыскании налоговой санкции лицо, привлекаемое к ответственности за совершение налогового правонарушения, обязано одновременно с подачей жалобы направить в налоговый орган, вынесший решение, копию жалобы.
7. Решение о взыскании налоговой санкции обращается к исполнению путем направления в течение пяти дней со дня вступления его в законную силу соответствующего постановления судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом "Об исполнительном производстве". В тот же срок копия указанного постановления направляется лицу, привлекаемому к ответственности за совершение налогового правонарушения.
8. Принудительное исполнение решения о взыскании налоговой санкции производится в порядке, установленном Федеральным законом "Об исполнительном производстве".";
10) в пункте 6 статьи 108 слова "и установлена вступившим в законную силу решением суда" исключить;
11) подпункт 3 пункта 1 и пункт 4 статьи 112 после слова "судом" дополнить словами "или налоговым органом, рассматривающим дело,";
12) пункт 7 статьи 114 изложить в следующей редакции:
"7. Налоговая санкция взыскивается с налогоплательщика на основании решения руководителя (его заместителя) налогового органа в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, В случае если сумма штрафа, налагаемого на налогоплательщика . индивидуального предпринимателя, не превышает пяти тысяч рублей по каждому неуплаченному налогу за налоговый период и (или) иному нарушению законодательства о налогах и сборах, на организацию . пятьдесят тысяч рублей по каждому неуплаченному налогу за налоговый период и (или) иному нарушению законодательства о налогах и сборах.
В случае если сумма штрафа, налагаемого на налогоплательщика . индивидуального предпринимателя, превышает пять тысяч рублей по одному неуплаченному налогу за налоговый период и (или) иному нарушению законодательства о налогах и сборах, на организацию . пятьдесят тысяч рублей по одному неуплаченному налогу за налоговый период и (или) иному нарушению законодательства о налогах и сборах, а также в случае если к ответственности привлекается физическое лицо, не являющееся индивидуальным предпринимателем, такая сумма штрафа взыскивается в судебном порядке в соответствии с настоящим Кодексом.".

Статья 2
Внести в Федеральный закон от 15 декабря 2001 года ≤ 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, ≤ 51, ст. 4832; 2002, ≤ 22, ст. 2026; 2003, ≤ 1, ст. 2, 13; 2004, ≤ 27, ст. 2711; ≤ 30, ст. 3088; ≤ 49, ст. 4856) следующие изменения:
1) статью 25 изложить в следующей редакции:
"Статья 25. Контроль за исчислением и уплатой страховых взносов
1. Контроль за правильностью исчисления и за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляется налоговыми органами в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, регулирующим деятельность налоговых органов.
2. Налоговый орган обязан передавать соответствующему территориальному органу Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о суммах задолженности по плательщикам страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, а также документы, подтверждающие наличие указанной задолженности, в течение двух месяцев со дня выявления указанной задолженности.
3. Взыскание недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, В случае если размер причитающейся к уплате суммы не превышает в отношении индивидуальных предпринимателей . пять тысяч рублей, в отношении юридических лиц . пятьдесят тысяч рублей, осуществляется территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации на основании решения указанных органов в порядке, предусмотренном статьей 25.1 настоящего Федерального закона.
4. В случае если размер причитающейся к уплате суммы превышает: в отношении индивидуальных предпринимателей . пять тысяч рублей, в отношении юридических лиц . пятьдесят тысяч рублей либо если страхователем выступает физическое лицо, не являющееся индивидуальным предпринимателем, взыскание недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов осуществляется территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.";
2) дополнить статьей 25.1 следующего содержания:
"Статья 25.1. Порядок взыскания недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов на основании решения территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации
1. До принятия решения о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации в трехмесячный срок со дня поступления от налоговых органов сведений о сумме задолженности направляет страхователю требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов.
2. В требовании об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов должны содержаться сведения о сумме задолженности, размере пеней и штрафов, начисленных на момент направления указанного требования, сроке уплаты причитающейся суммы, установленном законодательством Российской Федерации, сроке исполнения требования, подробные данные об основаниях взыскания недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, а также ссылка на положения закона, которые устанавливают обязанность страхователя уплатить страховой взнос.
3. Форма требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов утверждается Министерством финансов Российской Федерации по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации.
4. Требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов направляется территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации страхователю по месту его учета. Указанное требование может быть передано руководителю (законному или уполномоченному представителю) организации или индивидуальному предпринимателю (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату получения этого требования.
В случае если указанные в абзаце первом настоящего пункта лица уклоняются от получения требования об уплате, оно направляется по почте заказным письмом. Указанное требование считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
5. В случае если страхователь добровольно не уплатил недоимку по страховым взносам, пени и штрафы в размере и в срок, которые указаны в требовании об их уплате, соответствующий территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации принимает решение о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов.
6. Решение о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов принимается руководителем (его заместителем) территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации после истечения срока исполнения требования об их уплате.
7. Решение о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов доводится до сведения страхователя в срок не позднее пяти дней после вынесения решения.
8. В решении о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов указываются основания взыскания и размер взыскиваемой суммы со ссылкой на соответствующие статьи нормативных правовых актов, документы и иные сведения, которые подтверждают наличие недоимки, пеней и штрафов, а также срок, в течение которого плательщик вправе обжаловать указанное решение в вышестоящий орган страховщика или в арбитражный суд.
9. Форма решения о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов утверждается Министерством финансов Российской Федерации по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации.
10. В случае обжалования решения о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в вышестоящий орган страховщика исполнение указанного решения приостанавливается. В случае обжалования этого решения в арбитражный суд исполнение решения может быть приостановлено в порядке, установленном арбитражным процессуальным законодательством Российской Федерации.
11. В случае обжалования решения о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в вышестоящий орган страховщика срок для обжалования указанного решения в арбитражный суд исчисляется со дня, когда индивидуальному предпринимателю, организации стало известно о вынесении решения о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов вышестоящим органом.
12. В решении о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов указываются порядок обжалования решения в вышестоящий орган страховщика, а также наименование этого органа, его местонахождение, другие необходимые сведения. О времени и месте рассмотрения жалобы соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации обязан известить страхователя за 10 дней.
13. В случае обжалования решения о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов страхователь обязан одновременно с подачей жалобы направить в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации, вынесший такое решение, копию этой жалобы.
14. Решение о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов обращается к исполнению путем направления в течение пяти дней со дня вынесения такого решения соответствующего постановления судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом "Об исполнительном производстве".
15. Принудительное исполнение решения о взыскании недоимок по страховым взносам, пеней и штрафов производится в порядке, установленном Федеральным законом "Об исполнительном производстве".";
3) статью 31 изложить в следующей редакции:
"Статья 31. Рассмотрение и разрешение споров по вопросам обязательного пенсионного страхования
1. Письменное заявление страхователя или застрахованного лица по спорным вопросам, возникающим в сфере обязательного пенсионного страхования, рассматривается органом страховщика в течение одного месяца со дня получения указанного заявления. О принятом решении орган страховщика сообщает заявителю в письменной форме в течение пяти рабочих дней после рассмотрения такого заявления.
2. В случае несогласия страхователя или застрахованного лица с принятым органом страховщика решением спор подлежит разрешению в вышестоящем органе страховщика или в суде в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
3. Должностные лица, допустившие нарушения в сфере обязательного пенсионного страхования, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.".

Статья 3
1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2006 года, но не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования.
2. Установить, что поданные в соответствии с главой 26 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и не рассмотренные арбитражным судом до дня вступления в силу настоящего Федерального закона заявления о взыскании обязательных платежей и сумм санкций, которые на основании настоящего Федерального закона могут взыскиваться по решению налогового органа, территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации, подлежат рассмотрению в соответствии с Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.

Президент Российской Федерации В. Путин
Москва, Кремль 4 ноября 2005 года
≤ 137-ФЗ

Комментарий к Федеральному закону Российской Федерации от 04.11.05 ≤ 137-ФЗ
"О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых положений законодательных актов
Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию административных процедур урегулирования споров"

Свершилось то, о чем уже давно говорили чиновники из Минфина, - Федеральным законом Российской Федерации от 04.11.05 ≤ 137-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых положений законодательных актов Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию административных процедур урегулирования споров" (далее - Федеральный закон ≤ 137-ФЗ) в законодательство внесены изменения, касающиеся порядка наложения санкций за налоговые правонарушения. Раньше взыскать санкцию можно было только после вступления в законную силу решения суда. С нового года налоговые органы смогут сделать это, не прибегая к органам судебной юрисдикции.
Что сказать по поводу этих изменений, о концепции закона? С одной стороны, ситуация, когда налоговые органы вынуждены обращаться в арбитражный суд даже при отсутствии возражений по существу предъявленных претензий со стороны налогоплательщика, абсурдна. Это приводило к излишней трате средств бюджета, неоправданной загрузке судов. И поэтому концепция закона, на наш взгляд, является верной. Но для того, чтобы расширение полномочий налоговых органов в сфере административной юрисдикции не привело к нарушению прав налогоплательщиков, оно должно сопровождаться досконально продуманными и закрепленными в законодательстве механизмами защиты их прав в случае, если обвиняемое в совершении налогового правонарушения лицо не согласно с выводами проверяющих.
Наш журнал много внимания уделяет тем проблемам налогового законодательства, взгляды на которые у фискальных органов идут вразрез с общими принципами налогообложения и сложившейся арбитражной практикой. Фискалы с завидным упорством продолжают предъявлять налогоплательщикам иски, зачастую прекрасно понимая, что суд их не поддержит. Отражение таких "нарушений" в акте позволяет налоговым органам взыскать с налогоплательщика "недоимки" по налогам и пени. Упрощение процедуры взыскания штрафных санкций лишь повысит мотивацию фискальных органов идти по пути фиксации в актах мнимых правонарушений и решать таким образом проблемы бюджета за счет налогоплательщиков, взыскивая во внесудебном порядке не только суммы "недоимок" и пеней, но и штрафных санкций.
Читатели, которые сталкивались с вопросом возврата излишне уплаченных сумм в бюджет, знают, насколько это кропотливая и длительная процедура. Поэтому, обсуждая концепцию Федерального закона ≤ 137-ФЗ, нужно посмотреть, каким образом законодатель решает проблему защиты прав налогоплательщиков в условиях расширения прав налоговых органов, какие юридические механизмы заложены им в налоговое законодательство для обеспечения налогоплательщикам реальной возможности отстоять свои права и имущественные интересы. Если эти механизмы недостаточны, то мы вынуждены будем признать, что в очередной раз под благим предлогом, в реальности произошло лишь наступление на права налогоплательщиков. Признать, что эти нововведения приведут не только к снижению нагрузки на арбитражные суды и уменьшению расходов бюджетных средств на бесполезные судебные разбирательства, что, безусловно, необходимо было сделать, но и к увеличению случаев незаконного изъятия собственности налогоплательщиков в качестве штрафных санкций за правонарушения, которые они, как, возможно, выяснится позже в суде, и не совершали. И это ставит "крест" на всех благих начинаниях, которые закладывались в концепцию этого закона его разработчиками.
В комментарии мы попытаемся проанализировать суть внесенных законодателем новелл, разобраться в новом порядке взыскания налоговых санкций и механизме защиты налогоплательщиками своих прав.
Федеральным законом ≤ 137-ФЗ были внесены изменения в первую часть НК РФ и в Федеральный закон от 15.12.01 ≤ 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации (далее - Федеральный закон ≤ 167-ФЗ). Начнем с Налогового кодекса.

Новеллы Налогового кодекса РФ

Для того чтобы нашим читателям было легче анализировать поправки, внесенные Федеральным законом РФ ≤ 137-ФЗ в Налоговый кодекс и вступающие в силу с 1 января 2006 года, мы сгруппировали их в таблицу.

Таблица изменений в первой части НК РФ
Номер и название статьи части I НК РФ Внесенные изменения
Их суть
Статья 31. Права налоговых органовРасширены полномочия налоговых органов в части:
- взыскания штрафов (пп. 9 п. 1);
- права требовать от банков документы, подтверждающие исполнение инкассовых поручений (распоряжений) налоговых органов о списании со счетов налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов штрафов (пп. 11 п. 1).
Статья 45. Исполнение обязанности по уплате налога или сбора Применяемый к организациям порядок взыскания налога распространен на индивидуальных предпринимателей (абз. 5 п. 1).
Статья 46. Взыскание налога, сбора, а также пеней и штрафов за счет денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщика (плательщика сборов) - организации, индивидуального предпринимателя или налогового агента - организации, индивидуального предпринимателя в банкахСтатья 46 НК РФ получила новое название, которое указывает на то, что:
- эта статья Налогового кодекса регулирует порядок взыскания с налогоплательщиков не только налогов, сборов и пеней, как это было раньше, но и штрафов;
- действие норм этой статьи распространяется и на индивидуальных предпринимателей.
В большинство пунктов ст. 46 НК РФ внесены изменения, суть которых сводится к распространению на индивидуальных предпринимателей процедуры взыскания налогов, сборов, пени и штрафов за счет денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщика (плательщика сборов), которая применяется по отношению к организациям.
Установлено, что положения ст. 46 НК РФ применяются при взыскании штрафов (п. 9).
Статья 47. Взыскание налога, сбора, а также пеней и штрафов за счет иного имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации, индивидуального предпринимателя Название ст. 47 НК РФ изложено в новой редакции. Суть изменений сводится к:
- распространению порядка, установленного для взыскания налога, сбора за счет иного имущества налогоплательщика (налогового агента), и на взыскание штрафов;
- унификации порядка взыскания налогов, сборов, пеней и штрафов за счет иного имущества для организаций и индивидуальных предпринимателей .
В большинство пунктов ст. 47 НК РФ внесены изменения, суть которых состоит в распространении на индивидуальных предпринимателей процедуры взыскания налогов, сборов, пени и штрафов за счет иного имущества налогоплательщика (налогового агента), которая применяется к организациям.
Установлено, что порядок, предусмотренный статьей, применяется и в отношении взыскания штрафов (п. 8).
Статья 48. Взыскание налога, сбора, пеней и штрафов за счет имущества налогоплательщика (плательщика сборов) - физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем Изменено название ст. 48 НК РФ. Суть изменений сводится к тому, что:
- порядок взыскания налога, сбора, пеней и штрафов, установленный ст. 48 НК РФ не распространяется на физических лиц, являющихся индивидуальными предпринимателями;
- установленный в ст. 48 НК РФ порядок распространяется и на взыскание штрафов.
В большинство пунктов ст. 48 НК РФ внесены изменения, суть которых сводится к исключению действия указанной статьи по отношению к физическим лицам, являющимся индивидуальными предпринимателями.
Установлено, что порядок взыскания, предусмотренный данной статьей, применяется также и к взысканию штрафов (п. 10).
Статья 60. Обязанности банков по исполнению поручений на перечисление налогов и сборов и решений о взыскании налогов и сборов Внесены технические правки.
Статья 74. Поручительство Внесены технические правки.
Статья 75. Пеня Ссылка на порядок принудительного взыскания пеней приведена в соответствие со ст. 46 - 48 НК РФ (абз. 2 п. 6).
Статья 101. Производство по делу о налоговом правонарушении, совершенном налогоплательщиком, плательщиком сбора или налоговым агентом (вынесение решения по результатам рассмотрения материалов проверки) Расширен круг сведений, подлежащих указанию в решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (абз. 2 п. 3).
Статья 101.1. Производство по делу о предусмотренных настоящим Кодексом нарушениях законодательства о налогах и сборах, совершенных лицами, не являющимися налогоплательщиками, плательщиками сбора или налоговыми агентами Установлено, что на основании вынесенного решения о привлечении лица, не являющегося налогоплательщиком, плательщиком сбора или налоговым агентом, к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах ему направляется требование об уплате не только пеней, но и штрафов (абз. 1 п. 10).
Порядок принятия налоговым органом решения о взыскании причитающихся к уплате штрафов и пеней с лиц, не являющихся налогоплательщиками, плательщиками сбора или налоговыми агентами, действующий в случае их неуплаты или неполной уплаты в срок, указанный в требовании, приведен в соответствие со ст. 46 - 47 НК РФ (абз. 2 п. 10).
Статья 103.1. Взыскание налоговой санкции на основании решения налогового органаИзложен порядок взыскания налоговой санкции на основании решения налогового органа.
Статья 108. Общие условия привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения Уточнены условия признания лица невиновным в совершении налогового правонарушения. Для признания лица виновным теперь не нужно вступившего в законную силу решения суда (п. 6).
Статья 112. Обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушенияНалоговым органам предоставлено право устанавливать обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность лица за совершение налогового правонарушения, учитываемые при наложении ими санкций за налоговые правонарушения (п. 1, 4).
Статья 114. Налоговые санкцииУстановлены порядок и случаи взыскания налоговых санкций налоговыми органами (п. 7).

Концепция закона

Одного взгляда на изменения, которые были внесены законодателем в первую часть НК РФ, достаточно, чтобы сделать выводы о сути принятых новелл.
Во-первых, введен внесудебный порядок взыскания с налогоплательщиков штрафных санкций не по принципу наличия спора между налогоплательщиком и налоговыми органами, а по формальному признаку незначительности размера штрафных санкций.
Во-вторых, законодатель уравнял в "правах" налогоплательщиков - юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
В-третьих, законодатель ущемил принцип презумпции невиновности в угоду целесообразности.
В-четвертых, налицо прямая мотивация налогоплательщиков к разрешению споров с налоговыми органами не в судебном порядке, а в вышестоящем налоговом органе.

Внесудебный порядок взыскания штрафных санкций
Предусмотренный в ст. 46 - 47 НК РФ внесудебный порядок взыскания налогов и пеней в отношении организаций расширен и по субъекту и по объекту. Во-первых, данный порядок с нового года будет распространен на индивидуальных предпринимателей, и, во-вторых, на взыскание штрафных санкций за совершение налоговых правонарушений.
Второй момент повлек за собой поправки, связанные с расширением полномочий налоговых органов и внесенные в п. 9, 11 ст. 31 НК РФ. Уточнено, что налоговые органы вправе взыскивать штрафы и, соответственно, требовать от банков документы, подтверждающие исполнение платежных поручений налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов и инкассовых поручений (распоряжений) налоговых органов о списании со счетов налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов сумм штрафов.
Порядок взыскания налогов, сборов, пеней и штрафов, установленный ст. 46 - 48 НК РФ, стал базовым. На него в новой редакции кодекса ссылаются многие нормы.
С нового года вступают в силу изменения, внесенные в п. 7 ст. 114 НК РФ Федеральным законом ≤ 137-ФЗ, в соответствии с которыми основанием для взыскания налоговых санкций будет решение не только суда, как было раньше, но и налогового органа. При этом в качестве критерия необходимости судебного разбирательства законодатель избрал не наличие или отсутствие спора между налогоплательщиком и налоговым органом, а значительность или незначительность сумм штрафных санкций.
Для физических лиц незначительной суммой законодатель признал пять тысяч рублей, для налогоплательщиков - юридических лиц - пятьдесят тысяч рублей. При этом эти суммы должны приходиться на один налог и на один налоговый период. Таким образом, если организация является плательщиком НДС, налоговый период по которому составляет один месяц, то незначительная, по мнению законодателей, сумма на момент налоговой проверки может достигнуть двух и более миллионов рублей. Расчет здесь предельно простой. Налоговой проверкой в соответствии с требованиями налогового законодательства могут быть охвачены три года, непосредственно предшествующие году проведения проверки. Об этом говорится в ст. 87 НК РФ. При этом следует учесть, что судебная практика расширительно толкует данную норму закона и признает право налоговых органов проверять и отчетные (налоговые) периоды года проверки. Поэтому по НДС одна налоговая проверка может охватить, например, ни много ни мало сорок семь налоговых периодов. Нехитрый расчет (50 000 руб. х 47 налоговых периодов) показывает, что незначительной окажется сумма, равная двум миллионам тремстам пятидесяти тысячам рублей. И это только по одному налогу.
Не уверен, что найдутся менеджеры, которые признали бы такую сумму незначительной для предприятия, если, конечно, они не относятся к категории олигархов, на которых, видимо, и рассчитывал законодатель, прописывая такой уровень незначительности сумм для налогоплательщиков.
Для реализации внесенных изменений законодателю дополнительно потребовалось:
1) ввести в Налоговый кодекс новую статью 103.1, раскрывающую порядок взыскания налоговой санкции на основании решения суда, и вопросы, связанные с обжалованием решения о взыскании и принудительным исполнением решения;
2) внести изменения в ст. 112 НК РФ. Налоговым органам, рассматривающим дело, предоставлено право устанавливать обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения.
Скажем несколько слов по поводу последнего полномочия налоговых органов. Почему-то у нас возникают некоторые сомнения по поводу возможности эффективной реализации со стороны налоговых органов заложенного в законе механизма дифференциации налоговой ответственности в зависимости от конкретных обстоятельств дела. Нет, по установлению обстоятельств, отягчающих ответственность, проблем, думаем, не будет. Увеличение штрафных санкций отвечает тем задачам, которые вопреки требованиям налогового законодательства зачастую ставят перед собой фискальные органы.
Нам, например, нечасто приходится слышать о применении фискальными органами в том или ином случае нормы, заложенной в п. 7 ст. 3 НК РФ. Напомним, что согласно ей все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах трактуются в пользу налогоплательщика. И это происходит не потому, что в налоговом законодательстве мало таких сомнений и противоречий, и не потому, что чиновники ни разу не слышали об этой статье. А потому, что ее применение идет вразрез с теми задачами фискальных органов на местах, которые ставятся перед ними вышестоящими начальниками. О том, что налоговым органам устанавливают планы по доначислению сумм в бюджет в виде недоимок, пени и штрафов, наверное, никому говорить не надо - все об этом прекрасно знают. И использование ими п. 7 ст. 3 НК РФ не способствует выполнению этих планов. Только поэтому, на наш взгляд, эту норму очень часто приходится видеть в постановлениях арбитражных судов, но практически никогда не услышишь из уст проверяющих. Именно поэтому и вызывает сомнение возможность установления налоговым органом, рассматривающим вопрос о наложении налоговой санкции, обстоятельств, смягчающих ответственность налогоплательщика. Впрочем, постановка вопроса о смягчении наказания может иметь место, но только как аргумент при примирительной процедуре в том случае, если обращение налогоплательщика в суд с высокой степенью вероятности приведет к признанию решения налогового органа незаконным.

Равенство в правах, или Горе индивидуального предпринимателя
В действующей редакции ст. 48 НК РФ предусматривается единый порядок взыскания налогов, сборов и пени за счет имущества налогоплательщика (плательщика сборов), налогового агента - физического лица, независимо от того, является ли оно индивидуальным предпринимателем.
С нового года на физических лиц - индивидуальных предпринимателей законодатель распространил порядок, который применяется к налогоплательщикам - юридическим лицам. Что можно сказать относительно этих новшеств? С одной стороны, общий правовой режим взыскания обязательных платежей и санкций для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей оправдан, так как они осуществляют предпринимательскую и иную экономическую деятельность, предполагающую самостоятельность и определенный финансовый риск. Такой принцип правового регулирования заложен, в частности, в п. 3 ст. 23 ГК РФ, ст. 27 и 28 АПК РФ.
Однако с другой, такой режим, на наш взгляд, не учитывает особенностей осуществления предпринимательской деятельности индивидуальными предпринимателями. В отличие от юридических лиц они не обособляют личное имущество от имущества, используемого в предпринимательских целях, а отвечают перед кредиторами, в том числе и налоговыми органами, всем принадлежащим им имуществом.
Введение бесспорного порядка взыскания недоимок, пеней и штрафных санкций с индивидуальных предпринимателей влечет риск обращения взыскания не только на то имущество, которое используется для предпринимательской деятельности. Например, на счетах физического лица - индивидуального предпринимателя - могут находиться средства, которые используются им в личных целях, в том числе денежные средства членов его семьи.
Следует также учитывать, что в соответствии с п. 2 ст. 11 НК РФ физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, но не зарегистрировавшиеся в качестве индивидуальных предпринимателей в нарушение требований гражданского законодательства Российской Федерации, при исполнении обязанностей, возложенных на них настоящим Кодексом, не вправе ссылаться на то, что они не являются индивидуальными предпринимателями. Таким образом, в налоговых правоотношениях, к которым относятся и отношения по взысканию с налогоплательщика налогов, пеней и штрафных санкций, понятие "индивидуальный предприниматель" является относительным.
Анализ новелл Налогового кодекса позволяет сделать вывод о том, что законодатель далек от мысли о внесудебном взыскании штрафных санкций с индивидуальных предпринимателей, не зарегистрированных в установленном законом порядке в таком качестве. Об это косвенно говорит п. 1 ст. 45 НК РФ, согласно которому взыскание налога с организации и индивидуального предпринимателя производится в судебном порядке, если обязанность по уплате налога основана на изменении налоговым органом. юридической квалификации статуса и характера деятельности налогоплательщика.
Однако вынуждены отметить, что лишь косвенно. Во-первых, судебный порядок взыскания налога законодатель установил только для того случая, когда в результате юридической переквалификации статуса налогоплательщика у него возникает обязанность по уплате налога. А если нет? И здесь мы должны сказать, что если она не приведет к возникновению обязанности по уплате налога (обязанность возникла у физического лица независимо от предпринимательского статуса его деятельности), то такая переквалификация предоставит налоговым органам возможность взыскания с физического лица сумм налога, пеней и штрафов во внесудебном порядке.
Более того, действие норм ст. 45 НК РФ распространяется только на уплату сумм налогов и сборов. Взыскание пеней и штрафов с индивидуальных предпринимателей предусмотрено ст. 46 и 47 НК РФ, в которых нет никаких оговорок по поводу обязательного судебного их взыскания.
Таким образом, складывается парадоксальная ситуация: могут иметь место случаи, когда налог с индивидуальных предпринимателей должен быть взыскан в судебном порядке, тогда как суммы пени и штрафы могут быть взысканы и по решению налогового органа. Очевидно, что это очередной пробел в налоговом законодательстве, но мы уже привыкли к тому, что фискалы используют эти пробелы исключительно в фискальных целях. Как они поступят на сей раз, покажет практика. Но, в любом случае, это обстоятельство говорит о том, что законодатель к таким важным изменениям в налоговом законодательстве подошел не столь скрупулезно и тщательно, как могли бы рассчитывать налогоплательщики.

Презумпция невиновности в новой редакции, или право на вину
Согласно действующей редакции п. 6 ст. 108 НК РФ для того чтобы лицо было признано виновным в совершении налогового правонарушения, необходимо его виновность доказать в порядке, предусмотренном законом. Причем вина должна быть не только доказана, но и установлена вступившим в силу решением суда. С нового года для признания лица виновным нет необходимости дожидаться решения суда.
Несмотря на то, что ст. 108 НК РФ изменилась мало, на наш взгляд, принцип презумпции невиновности в связи с внесенными в первую часть НК РФ изменениями пострадал значительно. Если раньше по делам о наложении налоговой санкции истцом выступал налоговый орган, то и наличие состава налогового правонарушения, и виновность налогоплательщика доказывал именно он. Сейчас, несмотря на действующие положения о том, что "лицо, привлекаемое к ответственности, не обязано доказывать свою невиновность в совершении налогового правонарушения", а "обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о факте налогового правонарушения и виновности лица в его совершении, возлагается на налоговые органы", ситуация в корне изменится.
Изначально предполагается, что налогоплательщик еще до суда является виновным. Иное понимание приводит к тому, что законодатель допускает возможность фактического наложения санкций и их исполнения на невиновное лицо. Напомним, что при обращении налогоплательщика за защитой своих прав в суд последний может удовлетворить его ходатайство о приостановлении взыскания на решение о взыскании налоговой санкции, а может и не удовлетворить. Об этом сказано в п. 4 ст. 103.1 НК РФ и нормах арбитражно-процессуального законодательства. Следовательно, с налогоплательщика не нарушившего налогового законодательства, что позже и будет доказано в суде, в реальности могут быть взысканы штрафные санкции. Это возможно, если в налоговом законодательстве действует "презумпция виновности" налогоплательщика. Но об этом никто не говорит. Значит, мы вынуждены констатировать, что внесенные в Налоговый кодекс изменения фактически ликвидируют в налоговой сфере принцип презумпции невиновности.
Если налогоплательщик не согласен с решением налогового органа, то он должен идти в суд с иском, в котором в силу ст. 125 АПК РФ обязан указать, в частности, требования истца к ответчику со ссылкой на законы и иные нормативные правовые акты, а также обстоятельства, на которых основаны исковые требования, и подтверждающие эти обстоятельства доказательства.
Таким образом, налогоплательщик должен доказывать в суде свою невиновность, а приведенные выше выдержки из п. 6 ст. 108 НК РФ о том, что лицо не обязано доказывать свою невиновность в совершении налоговых правоотношений, на деле означают лишь то, что налогоплательщик имеет право не доказывать свою невиновность, но при этом он фактически признает свою виновность.
Таким образом, новеллы законодательства, несмотря на незначительные изменения ст. 108 НК РФ, кардинально меняют ситуацию. И сегодня, и с нового года налогоплательщик вправе не доказывать свою невиновность. Но если раньше он мог ее не доказывать, не будучи виновным, то с нового года - являясь фактически таковым. То есть право на возможность не доказывать свою вину с нового года фактически будет являться правом налогоплательщика быть виновным. В противном случае он вынужден от него отказаться.

Обжалование решения налогового органа
Как и раньше, налогоплательщик, выразивший свое несогласие с решением налоговых органов, может обжаловать его в вышестоящий налоговый орган и в суд. Как показывает практика, шансы у налогоплательщиков отстоять свои права в суде гораздо выше, чем у непосредственного начальника налогового инспектора, вынесшего незаконное решение. И это неудивительно. Налоговый инспектор - лицо подневольное, и сомнительный с точки зрения налогового законодательства акт, составленный им, зачастую не результат его принципиальной позиции по трактовке того или иного положения Налогового кодекса, а слепое подчинение позиции, изложенной в письмах его руководства. Понятно, что перспектив положительного для налогоплательщика решения в случае обращения им за защитой своих прав не в суд, а в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу), немного. Так как вышестоящий налоговый орган, в который обратится с жалобой на незаконное решение налоговой инспекции налогоплательщик, сам подчиняется тому органу, позицией которого руководствовался, принимая решение, налоговый инспектор, составивший акт. Вряд ли стоит рассчитывать, что чиновник, например, из городской налоговой инспекции пойдет против позиции, высказанной в Письме Минфина или ФНС РФ. Понимая это, налогоплательщики предпочитали сразу обращаться в арбитражный суд.
С нового года все изменится. Но не потому, что у налогоплательщиков появится больше шансов доказать свою правоту в вышестоящем налоговом органе, а потому, что только этот путь обжалования незаконного, по их мнению, решения гарантирует приостановление исполнения решения о взыскании налоговой санкции. В соответствии с п. 4 ст. 103.1 НК РФ в случае обжалования решения о взыскании налоговой санкции в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) исполнение указанного решения приостанавливается. В случае обжалования этого решения в арбитражный суд его исполнение может быть приостановлено в порядке, установленном арбитражным процессуальным законодательством Российской Федерации.
Согласно ст. 91 АПК РФ налогоплательщик может попытаться прибегнуть к такой обеспечительной мере, как приостановление взыскания по оспариваемому истцом исполнительному или иному документу, взыскание по которому производится в бесспорном (безакцептном) порядке. Однако добиться определения суда о таком обеспечении не так-то просто. В соответствии с п. 3 ст. 93 АПК в обеспечении иска может быть отказано, если отсутствуют предусмотренные статьей 90 настоящего Кодекса основания для принятия мер по обеспечению иска. В силу п. 2 ст. 90 АПК РФ обеспечительные меры допускаются. если непринятие этих мер может затруднить или сделать невозможным исполнение судебного акта, в том числе если исполнение судебного акта предполагается за пределами Российской Федерации, а также в целях предотвращения причинения значительного ущерба заявителю.
Думаем, что многие налогоплательщики знают, как трудно получить назад из бюджета незаконно взысканные налоговыми органами денежные средства, но немногие из них смогут убедить суд, что приостановление исполнения решения о взыскании налоговой санкции приведет к невозможности исполнения судебного акта. Еще более удручающим будет положение налогоплательщика, если взыскание направлено на имущество фирмы. То, что оно будет продано по цене явно ниже рыночной, наверное, никому объяснять не надо. И только эти крохи налогоплательщику удастся вернуть в случае положительного для него решения в суде, если приостановить исполнение решения о наложении налоговых санкций ему не удастся.
Поэтому доводить дело до взыскания налогов, пеней и штрафных санкций с иного имущества в порядке, предусмотренном ст. 47 НК РФ, вряд ли разумно. А для того чтобы этого не допустить, налогоплательщику зачастую нужно время, выиграть которое он сможет, если ему удастся приостановить исполнение решения, что ему и гарантирует обращение к такой форме защиты, как обжалование решения о принудительном взыскании налоговой санкции в вышестоящий налоговый орган.
Таким образом, с нового года только внесудебный путь разрешения спора реально предоставит налогоплательщику определенный карт-бланш для решения своих проблем.
Как отразится это на общей картине соблюдения законности в налоговой сфере, наверное, догадаться нетрудно. Понимая, что незаконные решения первоначально будут оспариваться в вышестоящем налоговом органе, а не в арбитражном суде, количество незаконных решений со стороны налоговых органов, на наш взгляд, увеличится, а законность в налоговой сфере, напротив, пойдет на спад.

Изменения в пенсионном законодательстве
Таблица изменений в Федеральном законе от 15.12.01 ≤ 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации"
Номер и название статьи в Федеральном законе от 15.12.01 ≤ 167-ФЗСуть внесенных изменений
Статья 25. Контроль за исчислением и уплатой страховых взносовУказан порядок передачи налоговым органом соответствующему территориальному органу ПФ РФ информации, связанной с задолженностью плательщиков страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (п. 2).
Территориальным органам ПФ РФ предоставлено право принимать решение о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов. Уточнено, что порядок их взыскания распространяется и на взыскание штрафов (п. 3, 4). .
Статья 25.1. Порядок взыскания недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов на основании решения территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации Установлен порядок взыскания недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов на основании решения территориального органа ПФ РФ.
Статья 31. Рассмотрение и разрешение споров по вопросам обязательного пенсионного страхованияВнесены технические изменения, которые заключаются в том, что абзацы стали пунктами данной статьи.

Изменения, внесенные Федеральным законом ≤ 137-ФЗ в Федеральный закон от 15.12.01 ≤ 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", объединены с новеллами, внесенными этим же законом в первую часть НК РФ единой идеологией и концепцией.
Если в настоящее время взыскание недоимки по страховым взносам и пени осуществляется органами ПФ РФ в судебном порядке, то с нового года судебный порядок будет применяться только в отношении взыскания штрафов и только в тех случаях, когда страхователем выступает физическое лицо либо причитающаяся к уплате сумма превышает для индивидуального предпринимателя - 5 000 руб., для юридических лиц - 50 000 руб. Если сумма платежа меньше, то основанием для взыскания данных платежей будет служить решение территориального органа ПФ РФ. Соответственно, законодатель расписал и порядок их взыскания на основании данного решения.

* * *
Несмотря на общую поддержку концепции закона, комментарий получился, прямо скажем, неоптимистическим. Отсутствие реальных механизмов защиты прав налогоплательщиков привело нас к таким нерадостным выводам и прогнозам на будущее. Может быть, мы и ошибаемся. Может быть. Но тогда это будет, наверное, первый случай, когда мы будем рады тому, что ошиблись.