САЛЬДО.ру - скорая помощь бухгалтеруНастройки: 19:4216-11-2024
Суббота

 
Группа консультантов-методологов ЗАО "BKR-Интерком-Аудит"
Материал предоставлен ЗАО "BKR-Интерком-Аудит"

Полномочия органов внутренних дел

Полномочия органов внутренних дел

Статья 36 НК РФ.

Пункт 1 статьи 36 устанавливает, что по запросу налоговых органов органы внутренних дел участвуют вместе с налоговыми органами в проводимых налоговыми органами выездных налоговых проверках.

В соответствии с подпунктом 33 статьи 11 Закона Российской Федерации от 18 апреля 1991 года N1026-1 "О милиции" (Приложение N32) милиции для выполнения возложенных на нее обязанностей предоставлено право участвовать в налоговых проверках по запросу налоговых органов.

Пунктом 4 статьи 11 Закона Российской Федерации от 18 апреля 1991 года N1026-1 "О милиции" (Приложение N32), статьей 6 Федерального закона от 12 августа 1995 года N144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" (Приложение N25) предусмотрено, что сотрудники органов внутренних дел могут получать от граждан и должностных лиц необходимые объяснения, сведения, справки, документы и копии с них, исследовать предметы и документы, обследовать помещения, здания, сооружения, участки местности, транспортные средства.

Учитывая, что дополнительные мероприятия налогового контроля являются одним из мероприятий, позволяющих принять объективное решение по результатам налоговой проверки, то сотрудники органов внутренних дел имеют право участвовать при проведении дополнительных мероприятий налогового контроля по запросу налогового органа (Письмо Минфина Российской Федерации от 7 июня 2006 года N03-02-07/1-147) (Приложение N78).

Статьей 5 Закона Российской Федерации от 21 марта 1991 года N943-1 "О налоговых органах Российской Федерации" (Приложение N30) предусмотрено, что органы внутренних дел Российской Федерации обязаны оказывать практическую помощь работникам налоговых органов при исполнении ими служебных обязанностей, обеспечивая принятие предусмотренных Законом мер по привлечению к ответственности лиц, насильственным образом препятствующих выполнению работниками налоговых органов своих должностных функций.

При самостоятельном выявлении обстоятельств, требующих совершения действий, отнесенных НК РФ к полномочиям налоговых органов, органы внутренних дел обязаны в десятидневный срок со дня выявления указанных обстоятельств направить материалы в соответствующий налоговый орган для принятия по ним решения.

Органы внутренних дел, в соответствии с поставленными перед ними задачами обязаны предотвращать и раскрывать правонарушения, связанные с нарушением законодательства.

Органы внутренних дел обязаны:

- осуществлять в пределах своей компетенции производство по делам о налоговых преступлениях и нарушениях;

- проводить в соответствии с законодательством оперативно-розыскные мероприятия и дознание с целью выявления и пресечения налоговых преступлений, осуществлять розыск лиц, совершивших указанные преступления или подозреваемых в их совершении, а также принимать меры к возмещению нанесенного государству ущерба;

- принимать, регистрировать заявления, сообщения и иную информацию о налоговых преступлениях и нарушениях и осуществлять в установленном законом порядке их проверку;

- оказывать содействие налоговым органам, органам прокуратуры, предварительного следствия, государственной безопасности и другим государственным органам в выявлении, предупреждении и пресечении преступлений и нарушений в области налогового законодательства;

Органам внутренних дел предоставляется право:

- проводить в соответствии с законодательством оперативно-розыскные мероприятия с целью выявления, предупреждения и пресечения фактов сокрытия доходов от налогообложения и уклонения от уплаты налогов;

- пользоваться при исполнении служебных обязанностей правами, предоставленными законодательством;

- беспрепятственно входить в любые производственные, складские, торговые и иные помещения независимо от форм собственности и места их нахождения, используемые налогоплательщиками для извлечения доходов (прибыли), и обследовать их;

- требовать от руководителей и других должностных лиц предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, физических лиц устранения нарушений законодательства о налогах и контролировать его выполнение;

- вызывать с целью получения объяснений, справок, сведений граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства по вопросам, относящимся к компетенции органов внутренних дел;

- составлять протоколы об административных правонарушениях в пределах полномочий, предоставленных законодательством федеральным органам внутренних дел, осуществлять административное задержание и применять другие меры, предусмотренные законодательством об административных правонарушениях;

- налагать административный арест на имущество юридических и физических лиц с последующей реализацией этого имущества в установленном порядке в случаях невыполнения указанными лицами обязанностей по уплате налогов, сборов и других обязательных платежей для обеспечения своевременного поступления сумм сокрытых налогов, сборов и других обязательных платежей в соответствующий бюджет.

О полномочия органов внутренних дел, также, смотрите

Приказ МВД Российской Федерации N76, МНС Российской Федерации NАС-3-06/37 от 22 января 2004 года "Об утверждении нормативных правовых актов о порядке взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов по предупреждению, выявлению и пресечению налоговых правонарушений и преступлений", которым соответствии с НК РФ и Законом Российской Федерации от 18 апреля 1991 года N1026-1 "О милиции" и в целях организации взаимодействия между органами внутренних дел и налоговыми органами по предупреждению, выявлению и пресечению налоговых правонарушений и преступлений утверждены:

1. "Инструкция о порядке взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов при осуществлении выездных налоговых проверок".

Инструкция устанавливает порядок организации и проведения налоговыми органами с участием органов внутренних дел выездных налоговых проверок налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, оформления и реализации результатов этих проверок.

Инструкция содержит разделы по следующим вопросам:

- подготовка к проведению выездной налоговой проверки;

- начало и основные этапы проведения выездной налоговой проверки;

- оформление и реализация результатов выездной налоговой проверки.

2. "Инструкция о порядке направления органами внутренних дел материалов в налоговые органы при выявлении обстоятельств, требующих совершения действий, отнесенных к полномочиям налоговых органов, для принятия по ним решения".

Инструкция устанавливает порядок направления органами внутренних дел материалов в налоговые органы при выявлении обстоятельств, требующих совершения действий, отнесенных к полномочиям налоговых органов, для принятия по ним решения в соответствии с пунктом 2 статьи 36 НК РФ;

3. "Инструкция о порядке направления материалов налоговыми органами в органы внутренних дел при выявлении обстоятельств, позволяющих предполагать совершение нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащего признаки преступления".

В целях обеспечения эффективности взаимодействия налоговых органов и органов внутренних дел указанная Инструкция устанавливает порядок направления материалов налоговыми органами в органы внутренних дел при выявлении обстоятельств, позволяющих предполагать совершение нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащего признаки преступления.

Инструкция содержит разделы по следующим вопросам:

- требования к оформлению материалов, направляемых налоговыми органами в органы внутренних дел для решения вопроса о возбуждении уголовного дела;

- предварительное ознакомление сотрудников органов внутренних дел с материалами о нарушениях законодательства о налогах и сборах, содержащих признаки преступлений;

- взаимодействие налоговых органов и органов внутренних дел в процессе досудебного производства по материалам, направленным налоговыми органами.

Статья 37. Ответственность органов внутренних дел и их должностных лиц

Должностные лица органов внутренних дел несут ответственность согласно законодательству Российской Федерации и могут быть привлечены к гражданской, административной или уголовной ответственности за любые правонарушения или неправомерные действия (бездействие) при исполнении ими служебных обязанностей. Однако ответственность за убытки (обязанность по возмещению убытков), причиненные налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам в данных случаях, несут органы внутренних дел.

Причиненные налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам при проведении мероприятий, предусмотренных пунктом 1 статьи 36 НК РФ, убытки возмещаются за счет федерального бюджета в порядке, предусмотренном НК РФ и иными федеральными законами.

С более подробным постатейным комментарием к части первой Налогового кодекса Российской Федерации, Вы можете ознакомиться в книге авторов ЗАО "BKR-ИНТЕРКОМ-АУДИТ" "Постатейный комментарий к Налоговому кодексу Российской Федерации (часть первая)".

Данный материал подготовлен группой консультантов-методологов ЗАО "BKR-Интерком-Аудит"