САЛЬДО.ру - скорая помощь бухгалтеруНастройки: 18:1616-11-2024
Суббота

 
А. Семенова
Материал предоставлен журналом "Московский бухгалтер"

Обратная сила новых изменений в Кодексе

Списание внебюджетной задолженности
С 2008 года не придется увеличивать прибыльную базу на суммы списанной кредиторской задолженности налогоплательщика по уплате взносов, пеней и штрафов по государственным внебюджетным фондам (подп. 21 п. 1 ст. 251 НК). Отметим, что спор по этому вопросу идет уже давно. Чиновники упорно утверждали, что бюджеты государственных внебюджетных фондов не являются бюджетами для целей налогообложения прибыли. Так что суммы списываемой задолженности подлежали отражению в составе внереализационных доходов (письма Минфина от 1 августа 2007 г. N 03-03-06/4/107, от 20 апреля 2007 г. N 03-03-04/2, от 18 января 2007 г. N 03-11-04/ 2/13, от 12 июля 2006 г. N 03-03-02/156, письмо ФНС от 7 августа 2006 г. N 02-1-08/159).
В свою очередь, Высший арбитражный суд в определении от 17 октября 2007 г. N12855/07 указал на правомерность применения налогоплательщиком положений подпункта 21 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса к платежам в Пенсионный фонд. Поскольку бюджеты государственных внебюджетных фондов входят в бюджетную систему страны (ст. 10 Бюджетного кодекса).
Согласно Закону от 24 июля 2007 г. N 216-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации", действие новой нормы Кодекса распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2005 года (п. 3
ст. 4 закона 216-ФЗ). Так что организация вправе не учитывать указанные доходы уже при составлении отчетности за 2007 год. Одновременно можно исключить суммы списанной кредиторки перед внебюджетными фондами из состава внереализационных доходов за 2005 и 2006 годы. Для этого придется подать уточненные декларации по налогу на прибыль.

Операции с закладными
Теперь по операциям с закладными база по налогу на прибыль определяется в соответствии с особенностями, прописанными в статье 279 Налогового кодекса для уступки (переуступки) права требования (п. 1 ст. 280 НК).
Пунктом 3 статьи 279 Налогового кодекса установлено, что при дальнейшей реализации права требования долга налогоплательщиком, купившим денежное право требования (в том числе и по заемному обязательству), указанная операция рассматривается как реализация финансовых услуг. Доход (выручка) от реализации финансовых услуг определяется как стоимость имущества, причитающегося этому налогоплательщику при последующей уступке права требования или прекращении соответствующего обязательства. К тому же при определении налоговой базы налогоплательщик вправе уменьшить доход, полученный от реализации права требования, на сумму расходов по приобретению права требования долга.
Данные изменения были внесены законом N 216-ФЗ и могут быть применены налогоплательщиками при составлении налоговой декларации по налогу на прибыль за 2007 год.
В то же время положения пункта 1 статьи 280 Кодекса в редакции закона N 216-ФЗ не могут применяться при исчислении авансовых платежей по налогу на прибыль организаций в 2007 году. Они могут быть применены налогоплательщиками только в 2008 году при составлении налоговой декларации по налогу на прибыль за 2007 год (письмо Минфина от 31 августа 2007 г. N 03-03-06/1/168).

Подтверждение нулевой ставки НДС
В новой редакции Кодекса предусмотрено введение 180-дневного срока для сбора документов при применении нулевой ставки НДС в отношении услуг по организации и сопровождению перевозок, перевозке или транспортировке, сопровождению, погрузке и перегрузке товаров, вывозимых за пределы Федерации. Данное правило касается российских организаций, которые таможенные декларации в налоговые органы для обоснования правомерности применения нулевой ставки не представляют. Исчисление 180-дневного срока начинается с момента отметки, подтверждающей вывоз товаров с территории Федерации, проставленной пограничными таможенными органами на перевозочных документах (п. 9 ст. 165 НК).
В настоящее время момент определения налоговой базы у организаций, оказывающих данные услуги, определяется как день оказания услуг (письмо Минфина от 6 августа 2007 г. N 03-07-08/225). Соответственно, документы, предусмотренные пунктом 4 статьи 165 Кодекса, налогоплательщик должен был представлять в налоговые органы не позднее 20-го числа месяца, следующего за налоговым периодом, в котором оказаны услуги.
Сразу скажем, что существует и другая точка зрения, при которой моментом определения налоговой базы по указанным услугам является последний день месяца, в котором был собран полный пакет документов, предусмотренных статьей 165 Налогового кодекса.
Вышеуказанные новшества распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2007 г. (п. 2 ст. 3 Закона от 17 мая 2007 г. N 85-ФЗ "О внесении изменений в главы 21, 26.1, 26.2 и 26.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"). Так что налогоплательщики в 2008 году должны подать уточненную декларацию и произвести возмещение НДС в отношении услуг, оказанных в 2007 году.

ЕСН: выплаты в пользу иностранцев
С 2008 года не придется включать в базу по единому социальному налогу выплаты, начисленные в пользу физических лиц, являющихся иностранцами и лицами без гражданства, по трудовым договорам, заключенным с российской организацией через ее обособленные подразделения, расположенные за пределами территории Федерации. К тому же они обычно являются объектом обложения социальными отчислениями по законодательству страны пребывания физического лица — иностранного гражданина.
Также ЕСН не будут облагаться вознаграждения, начисленные в пользу физических лиц, являющихся иностранцами и лицами без гражданства, в связи с осуществлением ими деятельности за пределами территории страны в рамках заключенных договоров гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (п. 1 ст. 236 НК).
Законодатель разрешил уменьшить базу по единому социальному налогу на указанные выплаты уже с 1 января 2007 года (п. 5 ст. 4 Закона N 216-ФЗ).

Среднегодовая стоимость имущества
Согласно будущей редакции пункта 4 статьи 376 Налогового кодекса, в 2008 году среднегодовая стоимость имущества за налоговый период определяется исходя из остаточной стоимости имущества на 1-е число каждого месяца налогового периода и на 31 декабря. В действующей редакции Налогового кодекса учитывается имущество на 1-е число каждого месяца налогового периода и на 1 января, то есть после его переоценки.
Никаких особых сроков вступления в силу указанных изменений, внесенных Законом N 216-ФЗ, не предусмотрено. Однако, учитывая то, что определение базы по налогу на имущество организаций может быть произведено налогоплательщиком только в 2008 году, возникает вопрос: в соответствии с какой редакцией Налогового кодекса надо производить расчет налога за 2007 год?

Минфин в своем письме от 3 октября 2007 г. N 03-05-06-01/108 (с полной версией документа
вы можете ознакомиться в справочной правовой системе КонсультантПлюс) разъяснил, что указанные новшества распространяются на 2008 год и последующие налоговые периоды. Следовательно, при расчете налога за 2007 год надо учитывать имущество в соответствии с остаточной стоимостью на 1 января 2008 г. (см. также письмо Минфина от 6 сентября 2007 г. N 03-05-06-01/99).

Устранение двойного налогообложения
Законом N 216-ФЗ Налоговый кодекс дополнен статьей 386.1, согласно которой с 2008 года станет возможным зачесть суммы налога на имущество, фактически уплаченные российской организацией за пределами Федерации в соответствии с законодательством другого государства (имеется в виду имущество, принадлежащее российской организации и расположенное на территории другого государства). При этом размер засчитываемых сумм не может превышать сумм налога на имущество, подлежащих уплате этой организацией внутри Федерации (ст. 386.1 НК).
Для зачета налога на имущество российская организация при подаче декларации за 2007 год должна представить в налоговую инспекцию заявление на зачет налога, а также документ об уплате налога за пределами территории Федерации, подтвержденный налоговым органом соответствующего иностранного государства.

Расходы на спецрежимах
С нового года упрощенцы смогут признать расходы на достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию и техническое перевооружение основных средств (подп. 1 п. 3 ст. 346.16 НК). Указанный порядок распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2007 года (п. 2 ст. 3 закона N 85-ФЗ). В этой связи данные расходы могут быть учтены налогоплательщиками по итогам налогового периода за 2007 год (письмо Минфина от 20 августа 2007 г. N 03-11-04/2/205).
Заметим, что для плательщиков ЕСХН никаких переходных положений не предусмотрено. Так что они вправе учитывать затраты на достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию и техническое перевооружение основных средств только при составлении отчетности за 2008 год (подп. 1 п. 2 ст. 346.5 НК в ред. закона N 85-ФЗ). Поэтому если данные расходы начаты и частично оплачены в 2007 году, а были закончены и полностью оплачены в 2008 году, то они могут быть учтены только в 2008 году после сдачи объектов основных средств в эксплуатацию (письмо Минфина от 20 сентября 2007 г. N 03-11-04/23).
Так же налогоплательщики при расчете налога за 2007 год, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, смогут уменьшить полученные доходы на следующие виды расходов: обслуживание контрольно-кассовой техники и вывоз твердых бытовых отходов (подп. 35, 36 п. 1 ст. 346.16 НК).