СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ Типологизация и ранжирование территорий на основе характеристик имиджа и репутации Важенина И.С., доктор экономических наук, ведущий научный сотрудник, Институт экономики Уральского отделения РАН isvazhenina@mail.ru Важенин С.Г., кандидат экономических наук, заведующий сектором, Институт экономики Уральского отделения РАН svazhenin@mail.ru В статье анализируются различные подходы к типологизации и ранжированию территорий. При этом в качестве основополагающих характеристик учитываются имидж и репутация стран, регионов и городов. На основе критического анализа авторами выработаны методологические и практические рекомендации по совершенствованию методик типологизации и ранжирования территорий. Направления и инструменты поддержки предпринимательства на региональном уровне Нестеренко И.Ю., кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и финансов, Уральский социально-экономический институт (филиал) Академии труда и социальных отношений nesterenko-chel@mail.ru В статье отмечается, что поддержка предпринимательства является важнейшей сферой деятельности региональных органов власти. Она осуществляется по следующим направлениям: стимулирование инвестиционной деятельности, развитие инновационной деятельности, поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства. Проанализированы нормативные и программные документы, регламентирующие поддержку предпринимательства в Челябинской области, и результаты усилий органов власти региона по решению данной проблемы. Приведена систематизация направлений, форм и инструментов такой поддержки на региональном уровне. ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ МАРКЕТИНГ Маркетинговая стратегия региона в действии (опыт Волгоградской области) Фролов Д.П., доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой маркетинга и рекламы, Волгоградский государственный университет ecodev@mail.ru Шишков В.А., экономист по бухгалтерскому учету и анализу хозяйственной деятельности, Волгоградский государственный университет marketech@volsu.ru В статье систематизирован и проанализирован опыт внедрения территориального маркетинга в Волгоградской области, выделены этапы и формы этого процесса. Детализированы типичные для регионов России проблемы стратегического маркетингового планирования. Предложены практические рекомендации по разработке эталонной региональной маркетинговой стратегии и процессуальная модель механизма ее реализации. СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА Социальная инфраструктура региона, формируемая на основе результатов актуарных пенсионных расчетов Доничев О.А., доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой экономики и управления инвестициями и инновациями, Владимирский государственный университет им. А.Г. и Н.Г. Столетовых donoa@vlsu.ru Новикова А.В., аспирантка кафедры экономики и управления инвестициями и инновациями, Владимирский государственный университет им. А.Г. и Н.Г. Столетовых annushka_nov@mail.ru В статье анализируются проблемы преодоления дефицита бюджета пенсионной системы РФ и регионов. В качестве адекватной меры предложено расширенное развитие накопительной системы пенсионного страхования с помощью создания дополнительных элементов социальной инфраструктуры в регионах. Размеры элементов социальной инфраструктуры должны формироваться в зависимости от результатов актуарных прогнозов по каждой территории. В связи с этим разработана методика расчетов стратегической потребности финансовых средств по городу или региону на перспективный период. ИННОВАЦИИ И ИНВЕСТИЦИИ Предпринимательский вуз: зарубежный опыт и российская действительность Петросянц Д.В., кандидат экономических наук, старший научный сотрудник, Институт проблем рынка РАН, г. Москва dan-basa@yandex.ru В статье анализируется зарубежный и отечественный опыт культивирования и развития в ведущих региональных вузах предпринимательской среды. Приводятся пилотные результаты исследования, направленного на выявление инновационного и предпринимательского потенциала российских вузов, предлагается прототип концепции методики построения отечественного рейтинга предпринимательских вузов. ПРОБЛЕМЫ. ПОИСК. РЕШЕНИЯ Реализация водной стратегии регионами Сибирского федерального округа Антонова А.В., ассистент кафедры общей и региональной экономики, Кемеровский государственный университет antonova_av@bk.ru В статье дана характеристика водопользования регионов Сибирского федерального округа, осуществляющих водопользование в границах бассейна Верхней Оби, по водоемкости произведенной продукции и удельным показателям водоотведения, эффективности использования водных ресурсов. Раскрыты целевые показатели в регионах в соответствии с Водной стратегией Российской Федерации на период до 2020 года. ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ Концептуальные основы формирования стратегии развития интегрированной структуры Екель А.В., аспирантка кафедры административного менеджмента и государственного управления, Винницкий национальный аграрный университет ekelanna@rambler.ru В статье сформулированы стратегические ориентиры развития интегрированной группы предприятий. Разработан проект стратегической карты для интеграционного объединения со следующими составляющими: технологическая, экономическая, экологическая и социальная. Предложен алгоритм выбора стратегического направления развития интегрированной группы, построены матрицы стратегий и стратегических альтернатив. Обоснованы переменные для определения стратегической альтернативы развития корпорации. На обложку: Формы и инструменты поддержки предпринимательства в регионах Опыт внедрения территориального маркетинга Проблемы преодоления дефицита бюджета пенсионной системы
|