В соответствии с п. 1 ст. 1 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний является видом социального страхования и предусматривает обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний, к которым, в частности, относится аттестация рабочих мест по условиям труда. Финансирование предупредительных мер по сокращению уровня производственного травматизма осуществляется ФСС. Комментируемым Приказом N 580н утверждены Правила финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами (далее . Правила Nљ580н). Напомним, что в 2012 году ФСС осуществлял финансовое обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, в соответствии с Приказом Минздравсоцразвития РФ от 10.02.2012 N 113н "Об утверждении Правил финансового обеспечения в 2012 году предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами". Согласно п. 3 Правил N 580н, как и в прошлом году, финансовому обеспечению в 2013 году за счет сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний подлежат расходы страхователей . бюджетных учреждений: а) проведение аттестации рабочих мест по условиям труда; б) реализация мероприятий по приведению уровней запыленности и загазованности воздуха, уровней шума и вибрации и уровней излучений на рабочих местах в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда; в) обучение по охране труда следующих категорий работников: . руководителей организаций малого предпринимательства; . работников организаций малого предпринимательства (с численностью работников до 50 человек), на которых возложены обязанности специалистов по охране труда; . руководителей (в том числе руководителей структурных подразделений) государственных (муниципальных) учреждений; . руководителей и специалистов служб охраны труда организаций; . членов комитетов (комиссий) по охране труда; . уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда профессиональных союзов и иных уполномоченных работниками представительных органов; г) приобретение работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты (СИЗ) в соответствии с типовыми нормами бесплатной выдачи СИЗ и (или) на основании результатов аттестации рабочих мест по условиям труда, а также смывающих и (или) обезвреживающих средств; д) санаторно-курортное лечение работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами; е) проведение обязательных периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами; ж) на обеспечение лечебно-профилактическим питанием работников, для которых указанное питание предусмотрено Перечнем производств, профессий и должностей, работа в которых дает право на бесплатное получение лечебно-профилактического питания в связи с особо вредными условиями труда, утвержденным Приказом Минздравсоцразвития РФ от 16.02.2009 N 46н; з) приобретение страхователями, работники которых проходят обязательные предсменные и (или) предрейсовые медицинские осмотры, приборов для определения наличия и уровня содержания алкоголя (алкотестеры или алкометры); и) приобретение страхователями, осуществляющими пассажирские и грузовые перевозки, приборов контроля за режимом труда и отдыха водителей (тахографов). Финансовое обеспечение предупредительных мер осуществляется учреждением за счет сумм страховых взносов, подлежащих перечислению в установленном порядке в ФСС в текущем календарном году. Объем средств, направляемых на финансовое обеспечение предупредительных мер, не может превышать 20% сумм страховых взносов, начисленных бюджетным учреждением за 2012 год, за вычетом расходов на выплату обеспечения по указанному виду страхования, произведенных в 2012 году. Для того чтобы воспользоваться указанным правом, учреждению необходимо обратиться с заявлением в территориальный орган ФСС по месту своей регистрации, к которому в обязательном порядке необходимо приложить: . план финансового обеспечения предупредительных мер в текущем календарном году, разработанный с учетом коллективного договора (соглашения по охране труда между работодателем и представительным органом работников) и (или) плана мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда в организации, разработанного по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда, с указанием суммы финансирования; . копию (выписку из) коллективного договора (соглашения по охране труда между работодателем и представительным органом работников) и (или) копия плана мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда в организации, разработанного по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда. Помимо указанных документов, в зависимости от вида предупредительных мер, включенных в план финансового обеспечения предупредительных мер, к заявлению также следует приложить документы, поименованные в п. 4 Правил Nљ580н. Решение о финансовом обеспечении предупредительных мер, объеме финансового обеспечения предупредительных мер или об отказе в финансовом обеспечении предупредительных мер принимается (п. 7 Правил N 580н): а) в отношении страхователей, у которых сумма страховых взносов, начисленных за предшествующий год, составляет до 7љ000љ000 руб. включительно, . территориальным органом ФСС в течение 10 рабочих дней со дня получения полного комплекта документов. Необходимо отметить, что в 2012 году порог составлял не 7љ000љ000 руб., а 6љ000љ000 руб.; б) в отношении страхователей, у которых сумма страховых взносов, начисленных за предшествующий год, составляет более 7љ000љ000 руб., . территориальным органом ФСС после согласования с ФСС. В этом случае территориальный орган ФСС в течение трех рабочих дней со дня получения полного комплекта документов, направляет их на согласование в ФСС. ФСС согласовывает представленные документы в течение 15 рабочих дней со дня их поступления. Решение территориального органа ФСС оформляется приказом и в течение трех рабочих дней с даты его принятия или получения согласования из ФСС направляется страхователю (в случае принятия решения об отказе в финансовом обеспечении или при отказе ФСС в согласовании . с обоснованием причин отказа). В соответствии с п. 9 Правил N 580н территориальный орган ФСС принимает решение об отказе в финансовом обеспечении предупредительных мер в следующих случаях: . если у страхователя имеются недоимка по уплате страховых взносов, пени и штрафы, не погашенные на день подачи страхователем заявления в территориальный орган ФСС по месту своей регистрации; . представленные документы содержат недостоверную информацию; . если предусмотренные бюджетом ФСС средства на финансовое обеспечение предупредительных мер на текущий год полностью распределены. Отказ в финансовом обеспечении предупредительных мер по другим основаниям не допускается. Решение территориального органа ФСС об отказе в финансовом обеспечении предупредительных мер может быть обжаловано страхователем в вышестоящем органе территориального органа ФСС или в суде в порядке, установленном законодательством РФ. Согласно п. 11 Правил N 580н страхователь . бюджетное учреждение ведет в установленном порядке учет средств, направляемых на финансовое обеспечение предупредительных мер в счет уплаты страховых взносов, и ежеквартально представляет в исполнительный орган ФСС отчет об их использовании. После завершения запланированных мероприятий страхователь представляет в территориальный орган ФСС документы, подтверждающие произведенные расходы. Новшеством Правил N 580н является установление ответственности страхователя за нецелевое использование средств. В силу п. 12 Правил N 580н страхователь в порядке, установленном законодательством РФ, несет ответственность за целевое и в полном объеме использование сумм страховых взносов на финансовое обеспечение предупредительных мер в соответствии с согласованным планом финансового обеспечения предупредительных мер и в случае неполного использования указанных средств сообщает об этом в территориальный орган ФСС по месту своей регистрации до 10 октября текущего года. Кроме того, установлено, что расходы, фактически произведенные страхователем, но не подтвержденные документами о целевом использовании средств, не подлежат зачету в счет уплаты страховых взносов. В соответствии с п. 14 Правил N 580н ФСС осуществляет контроль за полнотой и целевым использованием сумм страховых взносов на финансовое обеспечение предупредительных мер страхователем в соответствии с согласованным планом финансового обеспечения предупредительных мер. |
|